Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

27.08.2012
ВОПРОС:
По какой статье КОСГУ следует оплачивать договор, предметом которого являются работы по удалению деревьев с территории, в том числе валка, удаление по частям дерева, распиловка, удаление сухих веток? Данные деревья не числятся на балансе и растут на земельном участке, закрепленном за учреждением.
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
По нашему мнению, работы по удалению деревьев (валку, удаление по частям дерева, распиловку, удаление сухих веток) с земельного участка, закрепленного за учреждением, следует оплачивать за счет подстатьи 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ.

Обоснование вывода:
Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 21.12.2011 N 180н (далее - Указания N 180н), отнесение расходов на тот или иной код бюджетной классификации должно осуществляться прежде всего исходя из экономического содержания хозяйственной операции, определяемой предметом договора (контракта).
Возможность отнесения расходов по оплате работ по удалению деревьев (валку, удаление по частям дерева, распиловку, удаление сухих веток) с земельного участка, закрепленного за учреждением, на какую-либо конкретную подстатью статьи 220 "Оплата работ, услуг" Указаниями N 180н прямо не предусмотрена. Не предусмотрена возможность отнесения подобных расходов и на какие-либо иные статьи КОСГУ.
В подобных случаях желательно применять следующий порядок:
1) определить, не содержат ли перечни расходов, относящиеся к конкретным статьям (подстатьям) КОСГУ, расходов, аналогичных по экономическому содержанию рассматриваемым видам затрат (если содержат, то обоснованно может быть применена соответствующая статья (подстатья) КОСГУ - все перечни расходов в Указаниях N 180н "открытые");
2) если применить правило N 1 не представляется возможным, то расходы могут быть отнесены к "прочим".
В соответствии с требованиями Указаний N 180н расходы по оплате договоров на выполнение работ, оказание услуг, связанных с содержанием (обслуживанием), ремонтом и реставрацией нефинансовых активов, полученных в аренду или безвозмездное пользование, находящихся на праве оперативного управления и в государственной казне РФ, субъекта РФ, казне муниципального образования, относятся на подстатью 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ. При этом под содержанием нефинансовых активов подразумевается комплекс или отдельные виды работ, услуг, осуществляемые с целью поддержания и (или) восстановления функциональных, пользовательских характеристик объекта.
Расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по оплате договоров на выполнение работ, оказание услуг, не отнесенных на подстатьи 221-225, относятся на подстатью 226.
В рассматриваемой ситуации работы по вырубке деревьев связаны с содержанием в должном состоянии конкретного земельного участка, закрепленного за учреждением. При этом в соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ землепользователи (в данном случае Ваше учреждение) обязаны, в том числе, соблюдать при использовании земельных участков требования строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, а также не допускать загрязнение и захламление земельного участка.
Таким образом, данные расходы, по нашему мнению, могут быть обоснованно отнесены на подстатью 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ.
Приведенный выше вывод представляется тем более оправданным, что на подстатью 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ в настоящее время и в прошлые годы относятся (относились) такие расходы, аналогичные по экономическому содержанию рассматриваемым, как расходы по оплате уборки снега, мусора на территориях, принадлежащих организации*(1).
Обоснованность применения в данном случае подстатьи 225 подтверждается и практикой применения бюджетного законодательства в различных публично-правовых образованиях*(2).
В заключение отметим, что при желании нетрудно сформулировать определенные аргументы и в пользу применения в рассматриваемой ситуации иной статьи (подстатьи) КОСГУ, например подстатьи 226 "Прочие работы, услуги".
В этой связи напомним, что ответственность за нецелевое использование бюджетных средств не может быть применена в том случае, когда исходя из содержания нормативных документов невозможно с очевидностью установить, на какой код бюджетной классификации участнику бюджетного процесса следовало бы отнести осуществленные им расходы (расходы могли бы быть равным образом отнесены на различные коды бюджетной классификации) (п. 14.1 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария

Ответ прошел контроль качества службой Правового консалтинга ГАРАНТ

3 августа 2012 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.


*(1) Вопрос: По какому коду классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ) следует отражать расходы, связанные с оплатой услуг по уборке близлежащей территории от снега и мусора? ("Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности", N 7, июль 2010 г.).
*(2) Смотрите, например:
- распоряжение Департамента физической культуры и спорта г. Москвы от 05.08.2011 N 686 "О Порядке расчета нормативов финансового обеспечения оказания (выполнения) подведомственными Москомспорту государственными учреждениями государственных услуг (работ) и расчетно-нормативных расходов на содержание имущества подведомственных Москомспорту государственных учреждений";
- постановление администрации города Тамбова от 01.04.2010 N 2646 "Об утверждении сводного прогнозного плана-графика размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд города Тамбова, обеспечиваемых за счет средств бюджета городского округа - город Тамбов, на 2010 год";
- Постановление администрации муниципального образования "Город Саратов" от 24.03.2010 N 1151 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Обеспечение безопасности эксплуатации зданий, укрепление материально-технической базы учреждений образования, подведомственных администрации Заводского района муниципального образования "Город Саратов" на 2010 год";
- постановление администрации муниципального образования "Город Саратов" от 02.09.2009 N 655 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Обеспечение безопасности эксплуатации зданий, укрепление материально-технической базы учреждений образования, подведомственных комитету по образованию" на 2010 год";
- постановление мэра города Иркутска от 27.02.2010 N 031-06-445/10 "О централизованном размещении муниципального заказа г. Иркутска в 2010 году").

Все консультации данной рубрики