Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Гражданское право

28.08.2012
ВОПРОС:
Организация планирует заключить с ООО - платежным субагентом договор аренды части помещения для установки платежного терминала.
Необходимы ли платежному субагенту какие-либо лицензии (разрешения) на данный вид деятельности?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Для осуществления деятельности по приему платежей физических лиц через платежные терминалы платежному субагенту не требуется получать каких-либо специальных разрешений (лицензий) либо вставать на учет в каких-либо уполномоченных органах.

Обоснование вывода:
В соответствии со ст. 49 ГК РФ коммерческие организации могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" не содержит указания о том, что деятельность по приему платежей физических лиц подлежит лицензированию.
Деятельность платежных агентов по приему платежей физических лиц, в том числе с использованием платежных терминалов, регулируется Федеральным законом от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Закон N 103-ФЗ). Под деятельностью по приему платежей физических лиц (далее - прием платежей) в целях применения указанного Закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом РФ, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком (ч. 1 ст. 3 Закона N 103-ФЗ). При этом при приеме платежей платежные агенты вправе использовать платежные терминалы (ч. 1 ст. 6 Закона N 103-ФЗ).
Платежным агентом на основании п. 3 ст. 2 Закона N 103-ФЗ признается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент. То есть законодательство выделяет двух субъектов деятельности по приему платежей (платежных агентов) - оператора и платежного субагента, правовые статусы которых различаются. Оператором по приему платежей (далее - оператор) признается юридическое лицо, заключившее договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц с поставщиком, а платежным субагентом - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие такой договор с оператором по приему платежей (п.п. 4, 5 ст. 2 Закона N 103-ФЗ).
Для осуществления деятельности по приему платежей платежный субагент должен заключить с оператором субагентский договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого платежный субагент вправе от своего имени, от имени оператора или от имени поставщика и за счет поставщика, оператора осуществлять прием денежных средств от плательщиков в соответствии с условиями агентского договора между оператором и поставщиком, а также обязан осуществлять последующие расчеты с оператором в соответствии с законодательством РФ, включая требования о предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя (ч. 9 ст. 4 Закона N 103-ФЗ). В силу ч. 7 ст. 4 Закона N 103-ФЗ привлекать других лиц для осуществления приема платежей платежный субагент не вправе.
Платежный субагент, в отличие от оператора, не подлежит постановке на учет на основании ч. 5 ст. 4 Закона N 103-ФЗ в уполномоченном органе в порядке, установленном законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (смотрите также Положение о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утвержденное постановлением Правительства РФ от 18.01.2003 N 28).
Контроль над деятельностью платежного субагента, в частности, за соблюдением им требований Закона N 103-ФЗ, обязан осуществлять сам оператор (ч. 2 ст. 7 Закона N 103-ФЗ). Несоблюдение платежным субагентом требований указанного закона является основанием для расторжения оператором с ним субагентского договора об осуществлении деятельности по приему платежей (ч. 3 ст. 7 Закона N 103-ФЗ).
Таким образом, законодательство не предусматривает обязанности платежного субагента получать какие-либо специальные разрешения (лицензии) или допуски для осуществления деятельности по приему платежей физических лиц через платежные терминалы, а также вставать на учет в каких-либо уполномоченных органах.
Отметим, что при приеме платежей согласно ст. 4 Закона N 103-ФЗ платежный субагент обязан, помимо прочего, использовать контрольно-кассовую технику с фискальной памятью и контрольной лентой, а также соблюдать требования законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов. Контрольно-кассовая техника в составе платежного терминала, применяемого платежным агентом, должна быть зарегистрирована в налоговом органе по месту учета налогоплательщика с указанием адреса места ее установки в составе платежного терминала или банкомата (п. 1.1 ст. 4 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт").

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Котыло Игорь

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

8 августа 2012 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики