Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бюджетный учет
-
13.07.2011
- На какую статью КОСГУ следует отнести расходы на изготовление и монтаж пластиковых окон в рамках одного договора?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Если в рамках одного договора выделены и поставка материальных ценностей (пластиковые окна), и выполнение монтажных работ, а по результатам исполнения обязательств оформляются накладные и акты выполненных работ, то расходы следует относить на следующие статьи (подстатьи) КОСГУ:
- 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" (в части стоимости изготовленных из материалов подрядчика окон);
- 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" (в части стоимости ремонтных работ по монтажу окон).
Если же договор не будет содержать существенных условий договора поставки, а по итогам исполнения обязательств учреждение, на основании актов и иных документов, будет принимать только монтажные работы по установке пластиковых окон, в стоимость которых будет включена стоимость окон, изготовленных подрядчиком, то расходы вполне обоснованно могут быть отнесены на подстатью 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ в полном объеме.
Обоснование вывода:
В соответствии с "Указаниями...", утвержденными приказом Минфина России от 28.12.2010 N 190н (далее - Указания N 190н), расходы учреждения с ремонтом нефинансовых активов, находящихся на праве оперативного управления, подлежат отнесению на подстатью 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ. К работам по ремонту, в частности, относится и замена (установка) окон*(1).
В то же время в соответствии с Указаниями N 190н отнесение расходов на тот или иной код бюджетной классификации должно осуществляться государственным (муниципальным) учреждением прежде всего исходя из экономического содержания определенной хозяйственной операции. В свою очередь, экономическое содержание операции прежде всего определяется на основании предмета договора (контракта).
Нередко формулировки, содержащиеся в договорах, счетах, актах, накладных и иных документах, не позволяют четко определить статьи (подстатьи) КОСГУ, соответствующие обязательствам, которые принимает государственное (муниципальное) учреждение.
В таких случаях при обосновании своей позиции должностные лица, по нашему мнению, должны определить характер обязательств, руководствуясь положениями гражданского законодательства.
При этом предусмотренный порядок документального оформления расходов, во избежание разногласий с контролирующими органами, должен подтверждать, что учреждение принимает именно те работы (материальные ценности, услуги), выполнение (поставка, оказание) которых было обозначено в качестве предмета договора (контракта).
Статья 421 ГК РФ устанавливает свободу договора. Так, стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров (например договоров поставки, возмездного оказания услуг и т.д.), предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора. В большинстве случаев суды при определении природы договора и отнесении его к смешанному договору исходят из того, что он должен содержать все существенные условия соответствующих договоров.
По нашему мнению, заключение учреждением одного смешанного договора, предусматривающего осуществление нескольких отличных по экономическому содержанию расходов, не может служить основанием для отражения всех этих расходов по какому-либо одному коду бюджетной классификации, если условия договора и предусмотренный порядок документального оформления расходов дают возможность однозначно отнести их на определенные статьи (подстатьи) КОСГУ.
Таким образом, если договор содержит все существенные условия как договора поставки, так и договора подряда, то он может быть признан смешанным. И если иное не будет вытекать из содержания договора, к отношениям сторон по такому договору будут применяться в соответствующих частях правила о договорах поставки и подряда. Отметим, что такой подход должен подтверждаться и порядком документального оформления результатов исполнения обязательств - по результатам осуществления поставки в соответствии с постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132 оформляется товарная накладная (форма N ТОРГ-12), а приемка результатов работ осуществляется по акту.
Учитывая изложенное, по нашему мнению, расходы по смешанному договору в данном случае следует относить на соответствующие статьи (подстатьи) КОСГУ:
- 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" (в части стоимости изготовленных из материалов подрядчика окон)*(2);
- 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" (в части стоимости работ по установке окон).
Если же договор не будет содержать существенных условий договора поставки, а по итогам исполнения обязательств учреждение на основании актов и иных документов будет принимать только монтажные работы по установке пластиковых окон, в стоимость которых будет включена стоимость окон, изготовленных подрядчиком, то расходы вполне обоснованно могут быть отнесены на подстатью 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ в полном объеме.
Обоснованность применения подобного порядка в прошлые годы неоднократно подтверждалась как специалистами уполномоченных органов*(3), так и независимыми специалистами*(4).
Обратите внимание, что действующие в настоящее время нормативные правовые акты, устанавливающие порядок ведения бухгалтерского учета (применения бюджетной классификации), не содержат определений таких понятий, как "ремонт", "модернизация", "дооборудование" и т.п. (в этой связи целесообразно использовать определения, приведенные в письме Минфина России от 05.02.2010 N 02-05-10/383).
Таким образом, при квалификации конкретных работ бухгалтер вынужден руководствоваться не объективными критериями, установленными соответствующими правовыми актами, а своими профессиональными суждениями, основанными на документально подтвержденной информации о конкретной хозяйственной операции. Данные обстоятельства нередко становятся причиной появления достаточно спорных комментариев специалистов уполномоченных органов - в отдельных материалах встречается позиция, согласно которой работы по замене окон на пластиковые, связанные, например, с улучшением шумоизоляции, теплоизоляции помещений, ремонтом, не являются и могут рассматриваться в качестве модернизации*(5).
В этой связи совсем не лишним представляется оформление перед осуществлением расходов документов, обосновывающих квалификацию оплачиваемых работ в качестве устранения неисправностей (восстановления работоспособности) здания (помещения, сооружения), подписанных соответствующими должностными лицами (комиссией) учреждения.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Семенюк Александр
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Пименов Владимир
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним