Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

30.08.2012
ВОПРОС:
За счет каких средств должно содержаться движимое имущество, не отнесенное к категории особо ценного, приобретенное бюджетным учреждением за счет средств субсидии и за счет средств от приносящей доход деятельности?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Иное движимое имущество (движимое имущество, не отнесенное к категории особо ценного) должно содержаться за счет собственных доходов бюджетного учреждения независимо от источников финансового обеспечения, за счет которых такое имущество приобреталось.

Обоснование вывода:
Согласно п. 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ) финансовое обеспечение выполнения бюджетным учреждением государственного (муниципального) задания осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ. Такие субсидии предоставляются в соответствии с абзацем первым п. 1 ст. 78.1 БК РФ.
Размер субсидии, предоставляемой федеральным бюджетным учреждениям, рассчитывается в том числе и на основании нормативных затрат на содержание определенных видов имущества в порядке, определенном учредителем (п. 10 "Положения о формировании государственного задания...", утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.09.2010 N 671). Согласно п. 6 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ к такому имуществу у бюджетных учреждений относится:
- любое недвижимое имущество;
- особо ценное движимое имущество (Имущество госучреждения), закрепленное за учреждениями учредителем или приобретенное ими за счет соответствующих средств, выделенных учредителем.
При этом к расходам на содержание имущества Закон N 7-ФЗ относит и расходы по уплате налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается перечисленное выше имущество.
Аналогичные положения содержатся в п. 27 "Методических рекомендаций...", утвержденных приказом Минфина России и Минэкономразвития России от 29.10.2010 N 137н/527, а также в п. 19 "Порядка определения нормативных затрат...", утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 12.12.2011 N 1534н.
Таким образом, действующее законодательство достаточно четко разделяет имущество, содержащееся за счет средств субсидии на выполнение госзадания, на две категории: "закрепленное" и "приобретенное". Причем приобретение имущества должно осуществляться за счет средств бюджета (например за счет субсидий на выполнение госзадания, целевых субсидий).
На первый взгляд, любое движимое имущество, приобретенное бюджетным учреждением за счет средств от приносящей доход деятельности, не "вписывается" в рамки, заданные в п. 6 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ. В то же время, по мнению специалистов финансового ведомства, решение учредителя об отнесении такого движимого имущества к категории особо ценного и о закреплении его за бюджетным учреждением не будет противоречить действующему законодательству (смотрите, например, письмо Минфина России от 18.11.2011 N 02-03-10/5026). Главное, чтобы в отношении подобного имущества выполнялось ключевое условие: оно должно использоваться для выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ).
Конечно, приведенная выше правовая позиция специалистов Минфина России содержит достаточно вольную трактовку норм действующего законодательства. Тем не менее ее применение позволит бюджетному учреждению решить проблему источника финансового обеспечения расходов по уплате налога на имущество в отношении объектов особо ценного движимого имущества, приобретенных в рамках приносящей доход деятельности. При этом решение о закреплении соответствующего имущества за организацией может быть оформлено в качестве отдельного распорядительного акта, изданного учредителем.
В отношении же иного движимого имущества, приобретенного как за счет средств бюджета, так и за счет собственных доходов учреждения, использовать данную "лазейку" не получится. Содержать такое имущество необходимо используя средства, поступающие в учреждение в рамках приносящей доход деятельности*(1).
В этой связи отметим, что оплата любых обязательств, возникших в рамках деятельности по выполнению госзадания (код 4), за счет средств от приносящей доход деятельности (код 2) практикуется достаточно широко. А вот перевод нефинансовых активов, приобретенных за счет средств субсидий (бюджетных инвестиций), на код 2 в связи с их использованием исключительно в целях приносящей доход деятельности, как минимум, не в полной мере соответствует требованиям действующего законодательства.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария

Ответ прошел контроль качества службой Правового консалтинга ГАРАНТ

13 августа 2012 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.


*(1) Смотрите, например, следующие материалы:
- "Практические аспекты реформирования бюджетных учреждений: вопросы и ответы" (К.Г. Чагин, "Руководитель бюджетной организации", N 1-3, январь-март 2012 г.);
- Вопрос: Кто будет определять перечень имущества по категории "особо ценное движимое", на содержание которого будут выделяться средства? ("Горячая линия" консультаций специалистов Минфина России по Закону N 83-ФЗ: http://forum.iminfin.ru/viewtopic.php?f=2&t=56&p=246&hilit).

Все консультации данной рубрики