Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Налоги
-
31.08.2012
- Организация в 2009 и 2010 годах произвела выплату дивидендов, исчислила и удержала НДФЛ в надлежащей сумме. Однако в результате перечисления организацией НДФЛ в бюджет в сумме большей, чем была удержана при выплате дохода, образовалась переплата.
В каком порядке организация может провести сверку расчетов по налогам и сборам с налоговым органом и зачесть сумму излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей (или вернуть)?
Порядок проведения сверки
Согласно пп.пп. 10 и 11 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны осуществлять по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам и представлять по запросу указанных лиц справки о состоянии их расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.
Результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам оформляются актом, который вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи в течение следующего дня после составления такого акта.
В настоящее время порядок проведения сверки расчетов регламентируется разделом 3 Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами (далее - Регламент), утвержденного приказом ФНС России от 09.09.2005 N САЭ-3-01/444@.
Сверка расчетов налогоплательщика проводится налоговым органом в обязательном порядке в следующих случаях:
- ежеквартально с крупнейшими налогоплательщиками;
- при процедуре снятия налогоплательщика с учета при переходе из одной налоговой инспекции в другую;
- при процедуре снятия налогоплательщика с учета при ликвидации (реорганизации) организации;
- по инициативе налогоплательщика;
- в иных случаях, установленных законодательством о налогах и сборах.
Основанием для проведения добровольной сверки является заявление налогоплательщика, которое подается в налоговую инспекцию в произвольной форме лично или по почте (п. 3.4 Регламента). В заявлении указываются наименование организации, ИНН, КПП, КБК налогов и сборов для проведения сверки и период, за который следует подтвердить расчеты. Организация может воспользоваться формой заявления, установленной отмененным приказом ФНС России от 11.01.2007 N САЭ-3-25/2@.
Получив заявление, инспекция в течение пяти рабочих дней обязана сформировать краткий акт сверки (п. 3.4.3 Регламента) - раздел 1 действующей формы документа.
Раздел 1 акта составляется отдельно в отношении каждого сверяемого налога по каждому КБК. В нем указывается сальдо расчетов с бюджетом по налогам, пеням и штрафам на дату проведения сверки, а также предусмотрены строки для отражения сумм, списанных с расчетного счета, но не поступивших в бюджет, и сумм невыясненных платежей.
Если организация согласна с данными, то она подписывает раздел 1 акта без разногласий. В противном случае в графе 4 "Отметка налогоплательщика о расхождениях" раздела 1 акта сверки приводится сумма по данным компании, акт подписывается с разногласиями и возвращается в инспекцию. Тогда оформляется раздел 2 акта, содержащий, помимо исходящих остатков, сведения о сальдо расчетов на начало сверяемого периода, суммах, начисленных к уплате или уменьшению, и т.д. В графу 4 раздела 2 акта сверки необходимо вписать суммы задолженностей и переплат по данным компании, а затем вместе с копиями неотраженных деклараций (расчетов) и платежек вернуть документ в инспекцию.
Если в ходе сверки выяснится, что при заполнении платежного поручения допущена ошибка, не повлекшая неперечисления налога в бюджет на соответствующий счет Федерального казначейства, то вместе с актом сверки можно сразу подать заявление об уточнении платежа в порядке п. 7 ст. 45 НК РФ.
Налоговый орган при обнаружении ошибки в расчетах компании направляет налогоплательщику уведомление (п. 3.4.6 Регламента). При выявлении ошибки, допущенной по вине налогового органа, налоговый орган должен исправить ее в течение пяти рабочих дней (п. 3.1.5 Регламента). После исправления ошибок инспекция формирует новый краткий акт сверки и направляет его организации. Сверка завершается после подписания организацией акта сверки с пометкой "Без разногласий".
Вся процедура по Регламенту должна быть проведена (без учета времени на доставку документов почтой) в течение десяти рабочих дней - при отсутствии разногласий, и в течение пятнадцати дней - если разногласия имеются (п. 3.1.2 Регламента). На практике эти сроки не всегда выдерживаются. При этом налоговые органы не несут ответственности за их несоблюдение.
Организация может получить акт сверки и по телекоммуникационным каналам связи в рамках информационного обслуживания налогоплательщиков. Такая возможность предусмотрена приказом ФНС России от 22.06.2011 N ММВ-7-6/381@ "О вводе в промышленную эксплуатацию программного обеспечения, реализующего информационное обслуживание и информирование налогоплательщиков в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи". В этом случае налоговый орган направляет организации титульный лист и раздел 2 акта сверки.
В настоящее время ни НК РФ, ни Регламент не ограничивают период, за который налоговый орган может провести сверку расчетов. Поэтому сверка расчетов может быть проведена с налоговой инспекцией за более длительный, чем три года, период.
Порядок возврата или зачета налога
В соответствии со ст. 207 НК РФ плательщиками НДФЛ являются физические лица. Организация, которая удерживает НДФЛ из произведенных физическим лицам выплат и перечисляет его в бюджет, плательщиком этого налога не является, а лишь исполняет функции налогового агента (п. 1 ст. 226 НК РФ).
Статьей 231 НК РФ предусмотрено, что за счет сумм налога, подлежащих перечислению в бюджетную систему Российской Федерации в счет предстоящих платежей, возможен только возврат налогоплательщику излишне удержанной суммы налога. Возврат налоговому агенту излишне перечисленных в бюджетную систему РФ сумм осуществляется налоговым органом в порядке, установленном ст. 78 НК РФ.
В рассматриваемой ситуации организация исчислила и удержала налог в надлежащей сумме. Соответственно, переплата образовалась за счет собственных средств организации.
Заметим, что НДФЛ является адресным, персонифицированным налогом, то есть исчисляется в отношении конкретного физического лица - налогоплательщика. И поскольку при исчислении НДФЛ организацией удержание налога из доходов работника производится адресно, то при перечислении "с запасом", то есть в сумме большей, чем исчислено, сумма переплаты по налогоплательщикам - физическим лицам не распределяется.
Пунктом 9 ст. 226 НК РФ установлено, что уплата НДФЛ за счет средств налоговых агентов не допускается. В связи с этим контролирующие органы считают, что сумма, превышающая сумму фактически удержанного из доходов физических лиц НДФЛ, налогом не является. Наличие такой переплаты не освобождает налогового агента от обязанности перечислить в бюджетную систему Российской Федерации сумму налога, удерживаемого из доходов физических лиц, выплачиваемых в более поздние сроки (письма ФНС России от 19.10.2011 N ЕД-3-3/3432@ и от 04.07.2011 N ЕД-4-3/10764).
Поэтому налоговое ведомство рекомендует организации - налоговому агенту в рассматриваемой ситуации обратиться в налоговый орган с заявлением о возврате на расчетный счет суммы, не являющейся НДФЛ и ошибочно перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации.
Вместе с тем законодательство о налогах и сборах гарантирует налогоплательщикам и налоговым агентам право на зачет излишне уплаченных сумм налогов и обязывает налоговые органы проводить зачет своевременно (пп. 5 п. 1 ст. 21, п. 2 ст. 24, пп. 7 п. 1 ст. 32 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам либо возврату налогоплательщику.
Пунктом 4 ст. 78 НК РФ предусмотрено, что зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа.
Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности) (п. 6 ст. 78 НК РФ).
Право налогоплательщика (налогового агента) на зачет или возврат излишне уплаченных сумм налога возникает при соблюдении следующих условий:
- для проведения зачета (возврата) сумма налога должна быть излишне уплачена (п. 1 ст. 78 НК РФ);
- налогоплательщик должен обратиться с заявлением о зачете (возврате) излишне уплаченного налога в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (п.п. 2 и 6 ст. 78 НК РФ);
- в случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам; результаты такой сверки оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком (п. 3 ст. 78 НК РФ);
- заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (п. 7 ст. 78 НК РФ).
Решение о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания акта совместной сверки уплаченных налогов, если такая совместная сверка проводилась (п.п. 4 и 8 ст. 78 НК РФ)
Налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения. Указанное сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения (п. 9 ст. 78 НК РФ).
Согласно п. 11 ст. 78 НК РФ определенные данной статьей правила зачета или возврата излишне уплаченной суммы налога, сбора, пеней распространяются на налоговых агентов.
На основании названных норм судьи считают возможным не только возврат излишне перечисленных сумм НДФЛ, но и зачет в счет платежей по этому налогу (смотрите, например, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 24.04.2012 N 03АП-1155/12).
При этом необходимо учитывать, что указанная норма ст. 78 НК РФ позволяет организации - налоговому агенту в течение трех лет со дня уплаты сумм налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования о возврате излишне уплаченных сумм, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов.
Поэтому обратите внимание на то, что трехлетний срок по платежам, осуществленным в 2009 и 2010 годах, истекает в 2012 и 2013 годах соответственно. А поскольку сверка расчетов может затянуться, во избежание пропуска срока подачи заявления на возврат переплаты рекомендуем организации подать такое заявление одновременно с заявлением на проведение сверки. Подтвердить наличие сумм переплаты НДФЛ за соответствующие периоды организация может, приложив к заявлению на зачет (возврат) налога справки-расчеты об удержанных и перечисленных суммах НДФЛ, регистры налогового учета по начисленному и удержанному НДФЛ с доходов физических лиц в соответствующем размере, платежные поручения на перечисление НДФЛ.
В случае пропуска указанного срока организация вправе обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 ГК РФ, определение КС РФ от 21.06.2001 N 173-О, а также постановление ФАС Поволжского округа от 20.05.2008 N А55-16592/06, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2012 N 09АП-6020/12).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, профессиональный бухгалтер, член МоАП Макаренко Елена
Ответ прошел контроль качества службой Правового консалтинга ГАРАНТ
16 августа 2012 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним