Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

06.09.2012
ВОПРОС:
В организации положение о закупках утверждено в соответствии с частью 1 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ. По итогам конкурса организация заключила договор подряда со строительной организацией. Произошло изменение объема строительных работ, то есть согласование новой определенной работы и ее стоимости.
Нужно ли проводить конкурс при оформлении дополнительного соглашения к договору подряда?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Указанный закон не запрещает изменение договоров, заключенных в соответствии с ним. Следует лишь учитывать, что согласование новой определенной работы в рамках ранее заключенного договора может рассматриваться как новая закупка.

Обоснование вывода:
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, а также разрабатываемыми и утверждаемыми ими самими положениями о закупке. Соответственно, Закон о закупках является частью гражданского законодательства.
Согласно п. 1 ст. 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено самим Гражданским кодексом РФ, другими законами или договором. Закон о закупках не содержит норм, исключающих или ограничивающих возможность изменения условий заключаемых в ходе закупки договоров, в том числе условия об объеме работ и цене договора. Более того, ч. 5 ст. 4 Закона о закупках предусматривает, что информация об изменении объема, цены работ или сроков исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, подлежит размещению в установленном этим Законом порядке, что само по себе подтверждает возможность изменения договора.
Вместе с тем необходимо иметь в виду следующее.
Понятие "закупка" Законом о закупках, к сожалению, четко не определено и каких-либо официальных разъяснений по данному вопросу на настоящий момент также нет. Из некоторых указаний Закона о закупках, например из указания п. 3 ч. 9 ст. 4 этого Закона, что в извещении о закупке в обязательном порядке указывается предмет договора, указания ч. 5 ст. 4 Закона о закупках, что одновременно публикуется проект договора, следует, что результатом проведения закупки является заключение нового договора. Отсюда можно сделать вывод, что под закупкой понимается процедура выбора контрагента для заключения с ним договора.
В связи с этим следует учитывать, что по правилам п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. А поскольку объём работ является существенным условием договора подряда (ст.ст. 702, 703 ГК РФ), включая договор строительного подряда (ст. 740 ГК РФ), согласование нового объёма работ, то есть новой определённой работы означает заключение нового договора (п. 1 ст. 432 ГК РФ).
Следовательно, заключение дополнительного соглашения о выполнении дополнительных работ может квалифицироваться как новая закупка. В связи с этим встает вопрос о примени норм Закона о заказах о выборе способа размещения заказа (закупки) к заключению такого дополнительного соглашения.
Официальных разъяснений по данному вопросу нет, судебная практика пока не сложилась.
По нашему мнению, если выполнение дополнительных работ необходимо для достижения результата, предусмотренного изначально договором подряда, то следует говорить о предусмотренном законом - п. 5 ст. 709, п. 3 ст. 743 ГК РФ - изменении договора. А поскольку, как мы уже говорили выше, Закон о закупках, в отличие от Закона о заказах, не ограничивает изменение договора и при этом не происходит выбора контрагента, соответственно, новой закупки не происходит. Следовательно, такого рода дополнительные соглашения могут подписываться без каких-либо ограничений.
В том же случае, когда дополнительные работы не связаны с предусмотренными изначально договором, заключение дополнительного соглашения может быть квалифицировано как новая закупка, осуществленная с нарушением требований, предусмотренных законом и обжалована участниками закупки (п. 3 ч. 10 ст. 3 Закона о закупках).
Подчеркнем, что сказанное является нашим экспертным мнением. Официальных разъяснений по данному вопросу нет, судебная практика тоже пока не сложилась.
Очевидно, что в случае осуществления новой закупки заказчику в силу ч.ч. 1, 2 ст. 2 Закона о закупках следует руководствоваться утвержденным положением о закупках и размещать информацию, предусмотренную ч. 5 ст. 4 Закона о закупках.
Напомним, что Закон о закупках устанавливает лишь общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к такой закупке заказчиками. Закон о закупках не определяет непосредственно порядок закупки, а только требует от заказчиков разработать и утвердить положение о закупках. Именно этот документ регламентирует закупочную деятельность заказчика и содержит требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров (смотрите также письмо Минэкономразвития РФ от 02.09.2011 N Д28-317). Закон лишь называет некоторые из возможных способов закупки - конкурсы и аукционы, но в соответствии с ч. 3 ст. 3 Закона о закупках в положении о закупке заказчик может сам предусмотреть и иные способы закупки. Также указано, что Правительство РФ вправе установить перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме (ч. 4 ст. 3 Закона о закупках). Возможность закрепить в положении тот или иной способ закупки не ставится законом в зависимость от каких-либо обстоятельств, в том числе и от суммы закупки. Равным образом такая возможность не увязывается с обязанностью размещения информации о закупке на сайте. Соответственно, заказчик вправе осуществлять закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на суммы свыше той, при закупке на которую в соответствии с ч. 15 ст. 4 Закона о закупках информация может не размещаться заказчиком.
Таким образом, заказчик вправе самостоятельно установить в положении о закупке любые способы закупки, условия их применения и порядок их проведения. Соответственно, он может закрепить в положении о закупке и указания, что новые закупки в рамках ранее заключенных договоров, на основании дополнительных соглашений с ним осуществляются у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) - лица, с которым заключен такой договор.
Обращаем внимание, что у заказчика также есть возможность внесения изменений в уже утвержденное положение о закупках. В этом случае изменения, вносимые в положение, подлежат обязательному размещению на официальном сайте (до 1 июля 2012 года - на сайте заказчика) не позднее чем в течение 15 дней со дня их утверждения (п. 1 ст. 4, п. 3 ст. 8 Закона N 223-ФЗ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Коробейникова Анастасия

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

22 августа 2012 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики