Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бюджетный учет
-
06.09.2012
- Организация, применяющая УСН, подготовила налоговую отчетность за 2011 год. По согласованию со специалистами налогового органа в строке 020 раздела 1 декларации был указан КБК 182 1 05 01012 01 1000 110. После представления отчетности налоговый орган потребовал представить уточненную декларацию, поскольку был неверно указан код КБК (следовало указать КБК 182 1 05 01011 01 1000 110). Организация представила уточненную декларацию.
Правомерно ли было требование налогового органа представить уточненную декларацию? Какой КБК является верным в данной ситуации?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При уплате налога налогоплательщиками, применяющими УСН с объектом налогообложения "доходы", в налоговой декларации и платежном поручении указывается КБК 182 1 05 01011 01 1000 110 (где 182 - код одного из главных администраторов доходов бюджета - ФНС России).
По нашему мнению, требование налогового органа представить уточненную декларацию не противоречит нормам НК РФ.
Обоснование вывода:
С 2011 году изменены коды бюджетной классификации (далее - КБК) для уплаты налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в частности упрощенной системой налогообложения (письмо Минфина России от 02.02.2011 N 02-04-09/402).
При этом в 2012 году применяются КБК, утвержденные приказом Минфина России от 21.12.2011 N 180н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" (далее - Приказ N 180н).
Приказ N 180н введен в действие с 1 января 2012 года и является обязательным для применения при исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2012 году (письмо Минфина России от 16.01.2012 N 02-05-10/70).
В информации ФНС России "Коды классификации доходов бюджетов Российской Федерации, администрируемые Федеральной налоговой службой в 2012 году" (далее - Информация ФНС) приведены коды классификации доходов бюджетов РФ, которые следует использовать при заполнении платежных поручений и деклараций.
Таким образом, при перечислении за 2011 год налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системой налогообложения, организации следует применять КБК, предусмотренные Приказом N 180н и Информацией ФНС.
КБК по УСН в 2012 году по сравнению с 2011 годом не изменились.
При заполнении за 2011 год налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, организацией, выбравшей в качестве объекта налогообложения доходы, в разделе 1 правильным будет указать следующий КБК - 182 1 05 01011 01 1000 110.
При этом обращаем внимание, что КБК 182 1 05 01012 01 1000 110 указывается в 2012 году налогоплательщиками, выбравшими в качестве объекта налогообложения доходы при уплате налога за налоговые периоды, истекшие до 1 января 2011 года.
Уточненная декларация
Из вопроса следует, что налоговая декларация была принята налоговым органом.
В соответствии с п. 2 ст. 88 НК РФ в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа проводится камеральная налоговая проверка.
Если в ходе камеральной проверки выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, налоговый орган вправе потребовать от налогоплательщика представить необходимые пояснения (п. 3 ст. 88 НК РФ).
В рассматриваемой ситуации организация оформила налоговую декларацию за 2011 год. При этом в строке 020 раздела 1 был указан КБК 182 1 05 01012 01 1000 110 (применяемый в отношении платежей по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, за налоговые периоды, истекшие до 1 января 2011 года).
Соответственно, при наличии таких противоречий в представленной налоговой декларации налоговый орган в соответствии с предоставленным ему п. 3 ст. 88 НК РФ правом потребовал представить необходимые пояснения.
Поскольку пунктом 3 ст. 88 НК РФ предусмотрено право налогового органа требовать от налогоплательщика пояснений, а также внесения изменений в налоговую отчетность, по нашему мнению, действия налогового органа в данной ситуации являются правомерными.
Отметим, что Конституционный суд РФ в определении от 12.07.2006 N 267-О указал, что по смыслу взаимосвязанных положений частей третьей и четвертой ст. 88 и п. 1 ст. 101 НК РФ, в случае обнаружения при проведении камеральной налоговой проверки налоговых правонарушений налоговые органы не только вправе, но и обязаны требовать от налогоплательщика представления объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
Согласно п. 1 ст. 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей.
Заметим, что ст. 81 НК РФ не содержит конкретных разъяснений, что именно является ошибками и какие из них действительно приведут к занижению суммы налога к уплате.
Разъяснения официальных органов по данному вопросу также отсутствуют.
По мнению некоторых специалистов, представленных в статьях, опубликованных в СМИ*(1), в своей практике налоговые органы к ошибкам относят, в том числе, указание неверного КБК. Налоговики считают, что указание неверного КБК в декларации может повлечь снижение суммы налога к уплате, поскольку декларации с подобными ошибками не могут быть отражены в лицевом счете.
Для инспектора указание неверных КБК и ОКАТО означает большую вероятность неуплаты налога, поскольку в дальнейшем эти коды уточняются по заявлению плательщика. Налоговыми органами ошибки, имеющиеся в декларации, трактуются как "подлежащие уточнению" и "не подлежащие уточнению". То есть для исправления некоторых ошибок можно просто подать корректирующую (уточненную) декларацию. Исправить путем подачи уточненной декларации, по мнению инспекторов, можно коды места направления декларации, КБК и ОКАТО.
Арбитражная практика также свидетельствует, что в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации с исправленным кодом КБК и уплатой налога до подачи такой уточненной декларации не приводит к образованию недоимки по конкретному налогу (определение ВАС РФ от 15.05.2008 N 11635/07, постановления ФАС Московского округа от 10.02.2010 N КА-А40/344-10 по делу N А40-46576/09-126-246, от 11.07.2007 N КА-А40/6188-07).
К сведению:
Налогоплательщики как юридические, так и физические лица для уточнения правильности применения КБК могут воспользоваться сайтом ФНС России по электронному адресу: www.nalog.ru, где размещена программа, с помощью которой методом выбора нужных реквизитов можно сформировать расчетный документ в электронном виде, что позволяет полностью исключить ошибки при его оформлении.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Овчинникова Светлана
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Горностаев Вячеслав
21 августа 2012 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
*(1) Стоит ли подавать "уточненку"? (А. Перова, "Расчет", N 1, январь 2011 г.);
Ошибки в декларациях (А. Дынкина, "Расчет", N 10, октябрь 2010 г.).
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним