Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

11.09.2012
ВОПРОС:
Денежные средства, причитающиеся к получению казенным учреждением от сдачи помещений в субаренду, перечисляются в доход бюджета. Имущество взято в аренду у индивидуального предпринимателя.
Надо ли организации перечислять в бюджет суммы НДС и налога на прибыль?
ОТВЕТ:

Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
В силу п. 3 ст. 161 БК РФ казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ.

НДС

Плательщиками НДС признаются в том числе организации (п. 1 ст. 143 НК РФ).
Российскими организациями признаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ (п. 2 ст. 11 НК РФ).
Таким образом, с учетом положений п. 1 ст. 48, ст. 120 ГК РФ казенные учреждения признаются плательщиками НДС.
Законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога с наличием объекта налогообложения (п. 1 ст. 38 НК РФ).
Объектом налогообложения по НДС признаются в том числе операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).
Операции, не признаваемые объектом налогообложения по НДС, перечислены в п. 2 ст. 146 НК РФ.
Так, согласно пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ не признается объектом налогообложения по НДС выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Указанный подпункт вступил в силу с 01.01.2012 (п. 2 ст. 6 Федерального закона от 18.07.2011 N 239-ФЗ).
Согласно многочисленным разъяснениям уполномоченных органов власти, начиная с 01.01.2012, работы (услуги), выполняемые (оказываемые) казенными учреждениями, в том числе на платной основе, объектом обложения НДС не являются (смотрите, например, письма Минфина России от 16.04.2012 N 03-07-11/111, от 28.03.2012 N 03-07-11/89, ФНС России от 23.04.2012 N ЕД-4-3/6814@, от 07.10.2011 N АС-4-3/16572@).
В письмах Минфина России от 02.08.2012 N 02-03-09/3040, от 27.03.2012 N 03-07-11/86 аналогичные выводы были сделаны в отношении услуг по предоставлению казенными учреждениями государственного (муниципального) имущества в аренду.
Учитывая изложенное, полагаем, что операция по предоставлению казенным учреждением в 2012 году помещения в субаренду объектом налогообложения НДС не является. Следовательно, обязанности по перечислению в бюджет НДС с доходов от предоставления имущества в субаренду у казенного учреждения не возникает.

Налог на прибыль организаций

Для целей формирования налоговой базы по налогу на прибыль налогоплательщики, которыми признаются и казенные учреждения (п. 1 ст. 246 НК РФ), учитывают доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, а также внереализационные доходы (п. 1 ст. 248 НК РФ).
Доходы от сдачи имущества (включая земельные участки) в аренду (субаренду), могут учитываться налогоплательщиками либо в составе внереализационных доходов, либо в составе доходов от реализации (п. 5 ст. 250 НК РФ).
При этом ст. 251 НК РФ предусмотрен закрытый перечень доходов, не учитываемых при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль.
Так, пп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ предусматривает, что не учитываются в целях налогообложения прибыли доходы в виде средств, полученных от оказания казенными учреждениями государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций.
Под государственными (муниципальными) услугами понимаются услуги, оказываемые органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них законодательством полномочий по запросам заявителей (физических и юридических лиц) (ст. 6 БК РФ).
Таким образом, доходы от сдачи казенным учреждением помещения в субаренду не будут учитываться при формировании налогооблагаемой прибыли, если данная операция осуществляется в рамках оказания (выполнения) государственных (муниципальных) услуг (работ) или в рамках выполнения им иных государственных (муниципальных) функций.
Сложившаяся к настоящему времени позиция Минфина России по данному вопросу заключается в следующем: положения пп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ применяются к тем государственным (муниципальным) услугам (работам), оказание (выполнение) которых непосредственно связано с полномочиями органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, предусмотренными законодательством Российской Федерации (смотрите, например, письма Минфина России от 02.08.2012 N 02-03-09/3040, от 16.03.2012 N 03-07-15/26, от 01.03.2012 N 03-03-10/18).
В письме УФНС России по г. Москве от 27.02.2012 N 16-15/016659@ отмечается, что нормы пп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ применяются именно к средствам, полученным казенными учреждениями от оказания государственных (муниципальных) услуг, то есть в рамках определенных для этих учреждений заданий и согласно перечню услуг. Если оказываемая казенным учреждением услуга не признается в соответствии с отраслевым перечнем государственной (муниципальной) услугой, то такая услуга является деятельностью, приносящей доход, который подлежит налогообложению в общеустановленном порядке.
Отметим, что в более ранних письмах специалисты налоговых органов выражали позицию, согласно которой сдача в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении у казенного учреждения, не признается государственной (муниципальной) услугой, а является деятельностью, приносящей доход, который подлежит налогообложению в общеустановленном порядке (смотрите, например, письмо ФНС России от 21.09.2011 N ЕД-4-3/15432@, письмо УФНС России по г. Москве от 04.10.2011 N 16-03/095691@).
Материалов арбитражной практики по данному вопросу нами не обнаружено.
Следует обратить внимание на то, что нормы пп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ не связывают освобождение доходов казенных учреждений от налогообложения с фактом их перечисления в бюджетную систему РФ, обусловленным соответствующей обязанностью казенных учреждений.
Учитывая изложенное, можно сделать следующий вывод: если доходы от сдачи помещений, принадлежащих индивидуальному предпринимателю, в субаренду получены от приносящей доход деятельности, не связанной с оказанием (выполнением) казенным учреждением государственных (муниципальных) услуг (работ) или с выполнением иных государственных (муниципальных) функций, то они подлежат включению в расчет налоговой базы по налогу на прибыль.
Пункт 1 ст. 45 НК РФ определяет, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Согласно п. 2 ст. 286 НК РФ сумма налога на прибыль по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно.
Таким образом, при возникновении объекта налогообложения казенному учреждению следует самостоятельно исчислять и уплачивать сумму налога на прибыль в бюджетную систему РФ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Завьялов Кирилл

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Игнатьев Дмитрий

22 августа 2012 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики