Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

19.09.2012
ВОПРОС:
Согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ N 1122н от 17.12.2010 по типовым нормам бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств установлена норма их выдачи на одного работника в месяц.
Какими первичными документами подтверждается списание смывающих и обезвреживающих средств в бухгалтерском учете бюджетного учреждения?
ОТВЕТ:

В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон о бухучете), все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Согласно ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить за счет собственных средств приобретение и выдачу, в частности, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
Типовые нормы бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарты безопасности труда, утверждены приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17.12.2010 N 1122н (далее - Приказ N 1122н).
Пунктом 24 данного приказа определено, что работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств в установленные сроки. Выдача работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств должна фиксироваться под роспись в личной карточке учета выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств.
Следует отметить, что личная карточка учета выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств, исходя из положений ст. 9 Закона о бухучете, не является первичным учетным документом. По сути, она подтверждает выполнение работодателем своей обязанности по обеспечению работников необходимыми средствами, предусмотренной трудовым законодательством. Для целей бухгалтерского учета к первичным документам она не относится. Поэтому, хотя ее заполнение необходимо в соответствии с Приказом N 1122н, к документальному подтверждению расходов для целей бухгалтерского учета она прямого отношения не имеет.
Документально подтвердить расходы бюджетного учреждения на приобретение, внутреннее перемещение и выбытие материальных запасов (смывающих средств) можно при наличии первичных документов, оформленных в соответствии с требованиями изложенными в "Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета...", утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н).
Кроме того, для соблюдения требований о документальном подтверждении и обоснованности расходов необходимо наличие утвержденного в соответствии с Приказом N 1122н перечня рабочих мест и списка работников, для которых требуется выдача смывающих и (или) обезвреживающих средств.
Бюджетные учреждения операции по поступлению, внутреннему перемещению, выбытию (в том числе по основанию списания) материальных запасов оформляют бухгалтерскими записями на основании надлежаще оформленных первичных (сводных) учетных документов, в порядке, предусмотренном Инструкцией по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н (далее - Инструкция N 174н) (п. 114 Инструкции N 157н).
В соответствии с п. 35 Инструкции N 174н, внутреннее перемещение материальных запасов между материально ответственными лицами в учреждении производится, в частности, на основании:
- Требования-накладной (форма 0315006);
- Ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (форма 0504210).
Выбытие материальных запасов (моющих средств) может производиться на основании:
- Ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (форма 0504210);
- Акта о списании материальных запасов (форма 0504230).
Оформление выдачи в эксплуатацию материальных запасов, которые требуют дальнейшего учета, производится, как правило, на основании Требования-накладной (форма 0315006). В ней указываются наименование материальных ценностей в соответствии с номенклатурой и другое материально ответственное лицо (структурное подразделение), которому передали данный актив.
Дальнейшее списание материальных ценностей оформляется Актом о списании материальных запасов (форма 0504230), который применяется для оформления решения комиссии о списании материальных запасов и служит основанием для отражения в бухгалтерском учете учреждения выбытия со счетов бухгалтерского учета. Акт составляется комиссией, назначаемой приказом (распоряжением), и утверждается руководителем учреждения.
В свою очередь, расходование материальных запасов, которое не требует дальнейшего контроля, может производится на основании Ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (форма 0504210). Данная ведомость является основанием для списания материалов с бухгалтерского учета в момент выдачи в эксплуатацию.
По нашему мнению, в данном случае для списания с баланса бюджетного учреждения материальных запасов (смывающих средств) достаточно оформленной в установленном порядке Ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (форма 0504210).
Конкретный порядок учета материальных запасов (в том числе организация учета и оформление первичными учетными документами, а также применение норм списания материалов) следует закрепить в учетной политике бюджетного учреждения.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

Ответ прошел контроль качества службой Правового консалтинга ГАРАНТ

31 августа 2012 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики