Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бюджетный учет
-
26.09.2012
- При осуществлении в апреле 2009 года выплаты заработной платы сотрудникам бюджетного учреждения по нескольким раздаточным ведомостям выплата из кассы была оформлена одним расходным кассовым ордером. Реквизиты данного кассового ордера отражены на каждой раздаточной ведомости, оформленной в соответствии с действующим порядком (имеются подписи руководителя и главного бухгалтера, расписки получателей, отметка о произведенной выплате и подпись кассира). На самом же расходном кассовом ордере, выписанном на общую сумму выплат по всем раздаточным ведомостям, подпись кассира отсутствует.
Может ли данный факт рассматриваться в качестве нарушения бюджетного законодательства (нецелевого использования средств) и предусмотрен ли срок привлечения к ответственности за данное нарушение?
Оформление кассового ордера при осуществлении выплаты заработной платы по ведомости
Осуществляя кассовые операции в 2009 году, бюджетному учреждению необходимо было руководствоваться положениями Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации (действовал до 31 декабря 2011 года), утвержденного решением Совета Директоров ЦБР 22.09.1993 N 40 (далее - Порядок N 40) во взаимосвязи с положениями Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н (далее - Инструкция N 148н).
В частности, в соответствии с п. 18 порядка N 40 и Указаниями по применению форм первичных учетных документов (приложение N 2 к Инструкции N 148н), при осуществлении выплат заработной платы по платежным (расчетно-платежным) ведомостям непосредственно на ведомости должны были быть сделаны:
- надпись о фактически выплаченных и подлежащих депонированию суммах по ведомости, скрепленная подписью кассира;
- отметка (штамп) с реквизитами расходного кассового ордера, выписанного на сумму выплаты, произведенной по ведомости.
Составление самого расходного кассового ордера в этом случае не требовалось (п. 17 Порядка N 40).
Вместе с тем при осуществлении выплаты заработной платы по нескольким платежным (расчетно-платежным) ведомостям было предусмотрено составление на общую сумму выданной заработной платы одного расходного кассового ордера, дата и номер которого проставлялись на каждой платежной (расчетно-платежной) ведомости (п. 14 Порядка N 40).
Анализ положений вышеуказанных документов позволяет выделить следующие особенности оформления такого кассового ордера:
- полученная сумма прописью, расписка получателя и данные документа (паспорта или другого документа), удостоверяющего личность получателя, в ордере не указываются (п. 15 Порядка N 40);
- подпись кассира и ее расшифровка в ордере проставляются общим порядком (п. 19 Порядка N 40).
Таким образом, по нашему мнению, отсутствие подписи кассира в расходном кассовом ордере, выписанном на общую суммы выданной по платежным (расчетно-платежным) ведомостям является нарушением кассовой дисциплины, но нарушением ненаказуемым.
Напомним, что административная ответственность за нарушение порядка ведения кассовых операций в виде наложения штрафных санкций на должностных лиц и организацию предусмотрена ст. 15.1 КоАП РФ. При этом в случае, если нарушение порядка ведения кассовых операций (например нарушение оформления кассовых документов) не связано с осуществлением расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходованием (неполным оприходованием) в кассу денежной наличности, несоблюдением порядка хранения свободных денежных средств, накоплением в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, то административная ответственность по таким нарушениям законодательством не предусмотрена (смотрите постановления ФАС Московского округа от 19.03.2007 N КА-А41/1524-07, Северо-Западного округа от 26.06.2007 N А56-4998/2007, от 23.08.2006 N А66-3926/2006).
Квалификация нарушений кассовой дисциплины в качестве нецелевого использования бюджетных средств
В соответствии со ст. 289 БК РФ под нецелевым использованием бюджетных средств понимается их направление и использование на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
Таким образом, использование бюджетных средств можно расценивать как нецелевое исключительно в случае использования их на цели, не соответствующие условиям получения (смотрите письмо Минфина России от 20.08.2003 N 03-01-01/15-245).
На нецелевой характер использования средств могут указывать, в частности:
- совершение расходных операций без правового основания;
- осуществление расходов, не предусмотренных сметой учреждения;
- несоответствие осуществляемых расходов Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ;
- отсутствие документального подтверждения осуществленных расходов.
В рассматриваемой ситуации сами по себе недочеты в расходном кассовом ордере не могут свидетельствовать о нарушении бюджетного законодательства - нецелевом использовании средств по следующим причинам.
1. Отсутствие на кассовых ордерах подписи кассира еще не свидетельствует об их недостоверности (смотрите, например, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 04.05.2010 по делу N А82-4499/2009). Порядок N 40 не содержит указаний на то, что расходные кассовые ордера, заполненные с нарушением его положений, являются недействительными и не подлежат учету (постановление ФАС Поволжского округа от 18.04.2008 N А12-11339/07-С12).
2. Недостатки в оформлении первичных оправдательных документов не могут свидетельствовать об отсутствии правовых оснований для осуществления расходов (смотрите, например, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 18.01.2002 N А82-240/2001-А/1). Вне зависимости от наличия (отсутствия) подписей должностных лиц на расходном кассовом ордере факт выплаты заработной платы в рассматриваемом случае подтвержден расписками получателей в соответствующих ведомостях (смотрите также постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2011 N 20АП-759/11).
3. Отражение в кассовых документах информации о назначении платежа в полном соответствии с назначением получения средств не может быть квалифицировано как нецелевое использование бюджетных средств (смотрите постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 23.04.2009 N 03АП-670/2009).
Учитывая изложенное, по нашему мнению, допущенное в рассматриваемой ситуации нарушение кассовой дисциплины не может рассматриваться в качестве нецелевого использования бюджетных средств.
К сведению:
По общему правилу, согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, лицо не может быть привлечено к административной ответственности:
- за нарушение бюджетного законодательства - по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения;
- за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций - по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
государственный советник РФ 3 класса Семенюк Александр
Ответ прошел контроль качества службой Правового консалтинга ГАРАНТ
3 сентября 2012 г.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним