Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бюджетный учет
-
04.10.2012
- Какие нормы расхода ГСМ может установить государственное (муниципальное) учреждение для легкового автомобиля Hyundai Solaris 2012 года выпуска?
По общему правилу при установлении норм расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте государственные (муниципальные) учреждения руководствуются Методическими рекомендациями, утвержденными распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р (далее - Методические рекомендации)*(1).
Согласно п. 6 Методических рекомендаций, если для определенных видов (модификаций) автомобильной техники нормы расхода ГСМ отсутствуют, то нормы расхода (отсутствующие в данном документе) руководители местных администраций регионов и предприятий могут вводить в действие своим приказом. Однако такие нормы вводятся на основе норм, разработанных по индивидуальным заявкам в установленном порядке научными организациями, осуществляющими разработку таких норм по специальной программе-методике.
В частности, для разработки указанных норм можно обратиться в Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта (НИИАТ), заключив договор на разработку соответствующих норм.
В то же время очевидно, что далеко не всегда должностные лица государственных (муниципальных) учреждений при поступлении автотранспортного средства располагают нормами расхода топлив, утвержденными Минтрансом России, или разработанными специализированными организациями. При этом действующее законодательство не ограничивает право учреждений на эксплуатацию таких транспортных средств в случае отсутствия вышеуказанных норм.
Во избежание разногласий с органами финансового контроля в подобных ситуациях руководитель учреждения может утвердить своим приказом нормы списания топлива для конкретной марки (модели) автотранспортного средства*(2).
Основанием для издания такого приказа и подтверждением экономической обоснованности применения данных норм может служить:
- техническая документация завода-изготовителя*(3);
- результаты испытаний, контрольных замеров, проведенных комиссией, при которых выявляется реальный расход топлива на 100 км.
Результаты замеров, как правило, оформляются актом контрольного замера расхода топлива для конкретной марки (модели) автомобиля произвольной формы. При разработке подобных норм необходимо также учитывать:
- конструктивные особенности автомобиля (марка двигателя; рабочий объем двигателя, его мощность и тип, количество передач), его техническое состояние;
- режим эксплуатации автомобиля;
- дорожно-транспортные, климатические и иные факторы.
Кроме того, могут быть предусмотрены поправочные коэффициенты (например при эксплуатации в зимнее время, в городских условиях).
В то же время необходимо понимать: как правило, учреждения используют самостоятельно разработанные нормы расхода топлив в качестве временных. В дальнейшем обычно применяется норма, разработанная научной организацией, осуществляющей разработку таких норм по специальной программе-методике.
Разработка нормы может быть заказана учреждением самостоятельно (при наличии финансовых возможностей). Однако в большинстве случаев она доводится до организации в порядке, установленном уполномоченным органом. Это связано с тем, что в автопарках учреждений обычно числится ограниченное количество наименований автомобильной техники, поэтому вышестоящая организация может заказать разработку норм по новым моделям (маркам, модификациям) самостоятельно, а затем довести эти нормы до подведомственных организаций.
Таким образом, при отсутствии норм расхода ГСМ для отдельных марок (модификаций) автомобилей, в частности для легкового автомобиля Hyundai Solaris 2012, утвержденных Методическими указаниями, учреждение может руководствоваться:
1) распорядительными документами региональных органов исполнительной власти;
2) нормами, разработанными по индивидуальным заявкам в установленном порядке специализированными научными организациями, осуществляющими разработку таких норм по специальной программе-методике;
3) самостоятельно разработанными нормами исходя из информации, указанной в документах производителя автомобильной техники, утвержденными приказом руководителя учреждения.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария
Ответ прошел контроль качества службой Правового консалтинга ГАРАНТ
18 сентября 2012 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
*(1) Специалисты Минфина России указывают на то, что данные Методические рекомендации носят исключительно рекомендательный характер. Если фактический расход топлива согласно Путевому листу превышает расход топлива, рассчитанный по норме Минтранса России, списание указанного превышения (перерасхода) может производиться по распоряжению руководителя учреждения при наличии объективных причин, повлекших перерасход ГСМ при эксплуатации автомобиля в определенных условиях, в определенной местности. Кроме того, специалисты финансового ведомства подчеркивают, что утвержденные согласно распоряжению руководителя учреждения нормы по расходованию ГСМ, превышающие установленные Минтрансом России, могут подтверждаться в том числе контрольными замерами, проведенными комиссией учреждения или специализированными организациями по обращению юридических лиц, осуществляющими исследования по соблюдению владельцами транспортных средств правил их эксплуатации с целью избежания перерасхода топлива.
*(2) Обоснованность применения такого подхода подтверждается разъяснениями специалистов финансового ведомства:
- письма Минфина России от 08.07.2011 N 02-06-10/3056, от 10.06.2011 N 03-03-06/4/67, от 22.06.2010 N 03-03-06/4/61, от 14.01.2009 N 03-03-06/1/6;
- Вопрос: В 2010 году учреждение приобрело автомобиль ВАЗ-217030, на который Минтрансом не установлены нормы расхода топлива. Вправе ли учреждение утвердить нормы для данного автомобиля своим внутренним локальным актом? ("Разъяснения органов исполнительной власти по ведению финансово-хозяйственной деятельности в бюджетной сфере", N 1, январь-февраль 2011 г.).
*(3) Нормы расхода топлива могут приводиться отдельными заводами-изготовителями в технической документации (например в сервисной книжке) на конкретную марку автомобиля (его модификацию) для условий эксплуатации в городском цикле, по загородным дорогам, в зимнее время и т.д. В то же время совсем нередко производители указывают в технической документации результаты замеров расхода топлива, полученные в условиях, существенно отличающихся от реальных условий эксплуатации автомобиля. Следовательно, установленные учреждением нормы вовсе не обязательно должны соответствовать заводским, однако любые отклонения (как в большую, так и в меньшую сторону) следует должным образом обосновать в документах, оформляемых соответствующей комиссией учреждения. При этом повышенный расход топлива не должен быть связан с какими-либо неисправностями автотранспортного средства.
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним