Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

09.10.2012
ВОПРОС:
Условиями государственного (муниципального) контракта предусмотрено, что за каждый день просрочки исполнения обязательства (выполнения ремонтных работ) начисляется неустойка в размере 1/100 ставки рефинансирования Банка России на день уплаты неустойки. На сегодняшний день задолженность исполнителя перед заказчиком (бюджетным учреждением) составляет 3 млн. руб., просрочка исполнения обязательств по сдаче ремонтных работ составила 45 дней. Контракт заключен за счет средств субсидии на иные цели ("5").
Как рассчитать сумму неустойки и какие при этом следует сделать бухгалтерские проводки?
ОТВЕТ:

В соответствии с п. 1 ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства (в частности - просрочки исполнения).
В соответствии с ч. 10 ст. 9 Федерального закона N 94-ФЗ в государственный контракт включается обязательное условие об ответственности поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом.
В случае просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, заказчик вправе потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней). Неустойка (штраф, пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (штрафа, пеней) устанавливается контрактом в размере не менее одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней) ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Поставщик (исполнитель, подрядчик) освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пеней), если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине заказчика (ч. 11 ст. 9 Федерального закона N 94-ФЗ).
В рассматриваемой ситуации условиями государственного (муниципального) контракта предусмотрено, что за каждый день просрочки исполнения обязательства начисляется неустойка в размере 1/100 ставки рефинансирования Банка России на день уплаты неустойки. В соответствии с Информацией Банка России от 13.09.2012 с 14 сентября 2012 года ставка рефинансирования составляет 8,25% годовых.
Таким образом, в данном случае неустойка может быть рассчитана следующим образом:
1. Процент неустойки от ставки рефинансирования за один день просрочки составляет: 8,25% : 100.
2. Сумма неустойки за один день просрочки рассчитывается следующим образом: сумма задолженности (3 000 000 руб.) умножается на процент неустойки за один день просрочки (8,25% : 100).
3. Сумма неустойки за сорок пять дней просрочки рассчитывается путем умножения суммы неустойки за один день просрочки (8,25% : 100 х 3 000 000) на 45 дней:
8,25% : 100 х 3 000 000 руб. х 45 = 0,0825 : 100 х 3 000 000 х 45 = 111 375 руб.
Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях осуществляется в соответствии с "Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета...", утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), и Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н (далее - Инструкция N 174н).
Отметим, что указанные Инструкции не предусматривают корреспонденций для отражения хозяйственных операций по направлению сумм, на которые уменьшаются обязательства перед контрагентами, на погашение их задолженности перед организацией в рамках расчетов по доходам.
Определить необходимую для отражения в бухгалтерском учете корреспонденцию счетов учреждение вправе по согласованию с соответствующим финансовым органом или органом, осуществляющим в их отношении функции и полномочия учредителя (смотрите п. 4 Инструкции N 174н). При разработке указанных корреспонденций целесообразно учитывать рекомендации, изложенные в письме Минфина РФ от 26.12.2011 N 02-11-00/5959.
В соответствии с "Указаниями...", утвержденными приказом Минфина России от 21.12.2011 N 180н, неустойки и пени за нарушение законодательства Российской Федерации о размещении заказов, гражданского законодательства относятся на статью 140 "Суммы принудительного изъятия" КОСГУ.
По нашему мнению, в данном случае в учете бюджетного учреждения (государственного заказчика) могут быть сделаны следующие бухгалтерские записи:
1. Дебет 5 205 41 560 Кредит 5 401 10 140
- в соответствии с условиями государственного контракта предъявлена учреждением в адрес подрядчика неустойка (111 375 руб.);
2. Дебет 5 109 00 000 (5 401 20 000) Кредит 5 302 00 730
- приняты к учету выполненные работы (3 000 000 руб.);
3. Дебет 5 302 00 830 Кредит 5 205 41 660
- частичное прекращение обязательства учреждения путем зачета встречного однородного требования (111 375 руб.);
4. Дебет 5 302 00 830 Кредит 5 201 11 610
- погашена задолженность перед исполнителем в сумме, равной стоимости выполненных работ, уменьшенной на величину удержанной неустойки (2 888 625 руб.).
Одновременно отражается увеличение на забалансовом счете 18 "Выбытия денежных средств со счетов учреждения";
5. Дебет 5 205 81 560 Кредит 5 201 11 610
- отражен возврат остатка субсидии на иные цели в сумме удержанной неустойки (111 375 руб.).
Одновременно отражается увеличение на забалансовом счете 18 "Выбытия денежных средств со счетов учреждения".

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

Ответ прошел контроль качества службой Правового консалтинга ГАРАНТ

17 сентября 2012 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики