Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

11.10.2012
ВОПРОС:
Учреждению нужно перечислить денежные средства за технический осмотр автомобиля, который числится на балансе. Учреждению представили счет на оплату на сумму 380 руб. и сказали, что никаких документов больше не будет выдано.
Достаточно ли этого документа для оплаты и отражения в учете?
ОТВЕТ:

Для оценки "достаточности" счета в качестве единственного документа в рассматриваемой ситуации необходимо ответить на следующие вопросы:
1. Достаточно ли счета для осуществления органом федерального казначейства (финансовым органом) санкционирования соответствующих кассовых расходов учреждения?
2. Достаточно ли счета для отражения соответствующих обязательств учреждения на счетах санкционирования расходов и расчетов по принятым обязательствам?
3. Достаточно ли счета для отражения исполнения соответствующих обязательств в бухгалтерском учете учреждения?
Ответим на поставленные вопросы.
1. В соответствии с положениями ч.ч. 6, 15 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" и Порядка проведения территориальными органами Федерального казначейства кассовых выплат за счет средств бюджетных учреждений, утвержденного приказом Федерального казначейства от 29.10.2010 N 16н, при осуществлении учреждением кассовых выплат за счет средств субсидии на выполнение госзадания либо собственных средств учреждения документы, подтверждающие возникновение денежных обязательств, в орган казначейства не представляются.
С этой позиции наличие у учреждения только счета является достаточным.
2. Согласно положениям "Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета...", утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н (далее - Инструкция N 174н), основанием для отражения в бухгалтерском учете информации об активах и обязательствах, а также операций с ними являются соответствующие первичные учетные документы (п. 7 Инструкции N 157н), в частности:
- учет операций по санкционированию расходов осуществляется в регистрах бухгалтерского учета на основании первичных документов (учетных документов) в соответствии с перечнем, установленным учреждением в рамках формирования учетной политики (п.п. 314, 318 Инструкции N 157н);
- принятие обязательств в сумме полученных по договору на нужды бюджетного учреждения оказанных услуг (выполненных работ) отражается на основании документов, предусмотренных договором (обычаями делового оборота) и подтверждающих исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по договору (п. 128 Инструкции N 174н).
Оформление такого документа, как счет, действующими нормативными правовыми актами не предусмотрено. Счет на оплату товара (работы, услуги) не относится к документам, для которых предусмотрена унифицированная форма, не носит характер первичного документа. В то же время оформление такого документа входит в обычаи делового оборота в нашей стране. Как правило, счет оформляется на собственном (фирменном) бланке организации с указанием реквизитов поставщика (подрядчика), а покупатель, на основании счета, производит оплату.
Так, в соответствии со ст. 435 ГК РФ счет, содержащий все существенные условия договора, признается офертой, если этот счет является адресованным конкретному лицу предложением, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято (акцептовано) предложение.
Учитывая это обстоятельство, в определенных условиях, такого документа, как счет, может быть достаточно для принятия учреждением соответствующих обязательств. Однако, учитывая, что в рассматриваемом случае речь идет об операции, строго регламентированной законом, необходимо обратиться к соответствующим нормам законодательства.
Так, согласно положениям ч. 5 ст. 17 Федерального закона от 01.07.2011 N 170-ФЗ "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и п. 6 Правил проведения технического осмотра транспортных средств, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.12.2011 N 1008, проведение технического осмотра осуществляется на основании договора о проведении технического осмотра, заключенного между владельцем транспортного средства или его представителем и оператором технического осмотра.
Типовая форма такого договора утверждена приказом Минэкономразвития России от 14.10.2011 N 573.
Следовательно, согласно данной позиции наличие счета у учреждения является недостаточным для принятия обязательств - соответствующие обязательства должны приниматься учреждением на основании договора.
3. Наличие договора и счета, по нашему мнению, не подтверждает факта оказания соответствующей услуги (выполнения работ) - транспортное средство могло просто не доехать до пункта технического осмотра.
В рассматриваемом случае первичным документом, подтверждающим факт оказания услуг (выполнения работ) по проведению технического осмотра транспортного средства, может являться акт, подписанный должностными лицами учреждения. Унифицированной формы такого акта не предусмотрено, поэтому соответствующую форму стороны договора вправе разработать самостоятельно, включив в нее все обязательные реквизиты, предусмотренные п. 2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ, п. 7 Инструкции N 157н. Кроме того, к указанному акту целесообразно приложить копии документов, подтверждающих факт проведения технического осмотра (диагностической карты, талона технического осмотра).
Таким образом, согласно данной позиции у учреждения, помимо договора о проведении технического осмотра, должен иметься документ, подтверждающий факт оказания услуги (проведения работ), например акт.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
государственный советник РФ 3 класса Семенюк Александр

Ответ прошел контроль качества службой Правового консалтинга ГАРАНТ

28 сентября 2012 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики