Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Гражданское право

16.10.2012
ВОПРОС:
Вправе ли муниципальное образование приобрести и зарегистрировать право собственности на артезианскую скважину, поставленную на учет в качестве бесхозяйного имущества?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Муниципальное образование вправе приобрести и зарегистрировать в установленном законе порядке право собственности на бесхозяйную артезианскую скважину.

Обоснование вывода:
В соответствии с п. 1 ст. 131 ГК РФ государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение.
Гражданское законодательство не содержит специальных норм, определяющих правовой режим скважин (в частности артезианских). В связи с этим вопрос об отнесении таких объектов к недвижимому имуществу решается на основании общей нормы п. 1 ст. 130 ГК РФ, в соответствии с которой недвижимостью признаются земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Правоприменительная практика не подвергает сомнению тот факт, что артезианские скважины являются недвижимым имуществом (смотрите, например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 05.05.2012 N Ф07-7363/10, ФАС Центрального округа от 19.12.2011 N Ф10-4951/11, ФАС Волго-Вятского округа от 09.03.2011 N Ф01-660/2011). Водозаборные станции арбитражная практика рассматривает как самостоятельный объект, отличный от недр и не изъятый из гражданского оборота (смотрите постановления Президиума ВАС РФ от 16.07.2002 N 3531/00, от 26.09.2000 N 3531/00).
С учетом изложенного муниципальное образование имеет возможность приобрести право собственности на артезианскую скважину по предусмотренным законом основаниям, в том числе в результате признания права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество (п. 3 ст. 225 ГК РФ). В последнем случае государственная регистрация права собственности осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 28 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Следует отметить, что в правоприменительной практике спорным является вопрос о том, обязан ли уполномоченный орган местного самоуправления по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет обращаться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. В ряде случаев суды исходят из диспозитивного характера формулировки п. 3 ст. 225 ГК РФ и делают вывод, что обращение в суд с таким требованием является правом, а не обязанностью органа местного самоуправления (смотрите, например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 15.09.2010 N Ф07-9362/2010, ФАС Восточно-Сибирского округа от 22.09.2009 N А19-6371/09, ФАС Волго-Вятского округа от 15.10.2007 по делу N А43-2698/2007-9-111, определение Верховного суда Чувашской Республики от 18.07.2012 по делу N 33-2287-12). Однако встречаются случаи, когда бездействие органа местного самоуправления в части приобретения бесхозяйного имущества в собственность признается незаконным (смотрите, например, постановления ФАС Поволжского округа от 24.01.2011 по делу N А12-4878/2010, ФАС Волго-Вятского округа от 17.03.2009 по делу N А28-7969/2008-282/30).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Акимочкин Дмитрий

Ответ прошел контроль качества службой Правового консалтинга ГАРАНТ

27 сентября 2012 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики