Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Гражданское право

17.10.2012
ВОПРОС:
Каков порядок ликвидации расположенных в РФ филиалов и представительств иностранных компаний?
ОТВЕТ:

Согласно ст. 21 Федерального закона от 09.07.1999 N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" филиал иностранного юридического лица ликвидируется на основании решения иностранного юридического лица - головной организации. Поскольку представительства и филиалы иностранных организаций не являются самостоятельными юридическими лицами, к ним не применяется общий порядок ликвидации, предусмотренный гражданским законодательством (ст.ст. 61-65 ГК РФ). В связи с этим при прекращении деятельности представительства (филиала) иностранной организации в РФ не требуется предварительно публиковать соответствующие сведения в средствах массовой информации, уведомлять российских кредиторов иностранной организации и т.п.
Вместе с тем особенности правового положения отделений иностранных организаций на территории РФ предполагают существование специального порядка, который должен соблюдаться при прекращении деятельности таких отделений в РФ. В частности, при ликвидации филиала или представительства иностранной организации для снятия его с учета в уполномоченных органах необходимо представить соответствующие пакеты документов в Государственную регистрационную палату, налоговый орган и территориальные органы внебюджетных фондов.

1. Государственная регистрационная палата

Порядок открытия и деятельности на территории РФ представительств иностранных организаций, их аккредитации и ее продления регулируются Положением о порядке открытия и деятельности в СССР представительств иностранных фирм, банков и организаций, утвержденным постановлением СМ СССР от 30.11.1989 N 1074 (далее - Положение), Временным положением, утвержденным Минюстом России 31.12.1999.
Постановлением Правительства РФ от 21.12.1999 N 1419 выполнение процедур по аккредитации филиалов иностранных юридических лиц возложено на государственное учреждение - Государственную регистрационную палату при Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - Палата). Это же учреждение наделено функциями по аккредитации представительств иностранных организаций (постановления Правительства РФ от 05.09.1998 N 1034 и от 06.06.1994 N 655).
Палата осуществляет свою деятельность по аккредитации представительств иностранных юридических лиц в соответствии с Регламентом, утвержденным приказом ФГУ Государственная регистрационная палата при Минюсте РФ от 10.10.2007 N 60/об (далее - Регламент).
Основанием для начала исполнения Палатой процедур является обращение заявителя в лице непосредственно руководителя филиала, имеющего документальное подтверждение полномочий или уполномоченного представителя филиала в Палату (адрес Палаты: 119121, г. Москва, Смоленский бульвар, д. 3/5) с комплектом необходимых для исполнения процедур документов (Приложение 2 к Регламенту), или поступление документов по почте (п. 5 Регламента).
Согласно п. 14 Положения деятельность представительства иностранной организации прекращается, в частности:
- по истечении срока, на который выдано разрешение и если организация не обратилась с просьбой о продлении срока деятельности представительства;
- по решению иностранной организации, открывшей представительство.
Для закрытия представительства на основании решения иностранного юридического лица - головной организации до истечения срока аккредитации согласно разделу 5 Приложения 2 к Регламенту необходимо представить:
1. Письменное заявление о прекращении деятельности представительства (представляется в машинописном виде за подписью уполномоченного лица и содержит номер разрешения на открытие представительства, дату его выдачи и срок действия, а также основание для прекращения деятельности представительства);
2. Нотариально заверенная копия решения иностранного юридического лица о прекращении деятельности его представительства в РФ;
3. Оригинал разрешения на открытие представительства;
4. Оригинал свидетельства о внесении представительства в сводный государственный реестр;
5. Аккредитационные карточки сотрудников представительства и членов их семей;
6. Действующие многократные визы аккредитованных сотрудников представительства и членов их семей для оформления транзитных виз для выезда с территории РФ;
7. Нотариально заверенная копия удостоверенной нотариусом доверенности уполномоченному лицу на ведение дел в Государственной регистрационной палате (представляется, если доверенное лицо не является главой представительства).
Иностранные документы принимаются только с подлинными отметками о консульской легализации либо заверении апостилем, если освобождение от этих процедур не предусмотрено международными соглашениями Российской Федерации, вместе с заверенным - нотариально либо в консульском загранучреждении - переводом на русский язык, и действительны в течение 1 года с даты выдачи.
Доверенности и решения принимаются с нотариальным удостоверением подписей и полномочий лиц, их подписавших. В случае отсутствия нотариального подтверждения таких полномочий должны быть представлены дополнительные документы, подтверждающие полномочия указанных лиц.
Прекращение деятельности представительства иностранного юридического лица осуществляется в течение 21 рабочего дня с момента поступления обращения в Государственную регистрационную палату. О принятом решении о прекращении деятельности филиала или представительства иностранного юридического лица Палата уведомляет заявителей и налоговый орган письменно в течение 10 рабочих дней с момента принятия решения (п. 23 Регламента).

2. Налоговый орган

В силу п. 1 ст. 83 особенности учета иностранных организаций в налоговых органах устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации. Такие особенности учета в отношении иностранных организаций, не являющихся инвесторами по соглашению о разделе продукции или операторами соглашения (в отношении таких лиц порядок постановки и снятия с учета установлен главой 26.4 НК РФ и приказом МНС РФ от 17.03.2004 N САЭ-3-09/207), утверждены приказом Минфина РФ от 30.09.2010 N 117н (далее - Особенности).
Согласно п. 26 Особенностей снятие с учета иностранных организаций (за исключением дипломатических представительств), осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации через обособленные подразделения (в том числе филиалы и представительства), осуществляется на основании следующих документов:
1. Заявление о снятии с учета по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. В настоящее время такая форма утверждена приказом Федеральной налоговой службы от 13.02.2012 N ММВ-7-6/80@ (приложение N 7 - форма N 11СН-Учет "Заявление иностранной организации о снятии с учета в налоговом органе");
2. Решение уполномоченного органа иностранной организации о прекращении деятельности на территории Российской Федерации, в том числе через отделение, филиал, представительство (о закрытии отделения, филиала, представительства) иностранной организации, и (или) в отдельных случаях - копии акта сдачи работ;
3. Выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иной равный по юридической силе документ, подтверждающий прекращение деятельности иностранной организации в этой стране, - в случае, если прекращается деятельность иностранной организации;
4. Налоговых деклараций (расчетов) по налогам, составленных на дату прекращения деятельности иностранной организации.
Отдельные положения по снятию с учета дипломатических представительств, некоммерческих неправительственных организаций, иностранной организации стоящей на учете по месту нахождения принадлежащих ей недвижимого имущества и (или) транспортного средства, иностранных организаций-налогоплательщиков налога на добычу полезных ископаемых, а также иностранных организаций, состоящих на учете в налоговом органе по месту постановки на учет банка (филиала банка), в котором такой организации открыт счет в рублях или в иностранной валюте, содержатся в п. 27, 29, 30, 31, 32 Особенностей.
Кроме того, в силу п. 34 Особенностей, в случае непредставления иностранной организацией налоговых деклараций (расчетов) и (или) годового отчета о деятельности в Российской Федерации, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в течение восемнадцати месяцев и отсутствие в течение последних восемнадцати месяцев операций по банковским счетам иностранной организации, такая иностранная организация снимается с учета по упрощенной процедуре, то есть без представления в налоговый орган предусмотренных п. 26 Особенностей документов.

3. Внебюджетные фонды

Принятие решения о закрытии отделения иностранной организации является основанием для снятия ее с учета в системе обязательного социального страхования (пп. 1 п. 23 Порядка регистрации в качестве страхователей юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений и физических лиц в территориальных органах Фонда социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Фонда социального страхования РФ от 23.03.2004 N 27, далее - Порядок)
Согласно п. 25 Порядка снятие с учета страхователей, указанных в п. 1 этого правового акта, осуществляется территориальным органом ФСС на основании заявления страхователя, которое подается в письменной форме или в форме электронного документа. Из этого же пункта следует, что вместе с заявлением необходимо предоставить копии документов, подтверждающих наступление обстоятельств, являющихся основанием для снятия с учета (смотрите также Порядок регистрации и снятия с регистрационного учета в территориальных органах Фонда социального страхования Российской Федерации страхователей - юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений и физических лиц, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 07.12.2009 N 959н).
Форма заявления о снятии с регистрационного учета в территориальном органе Фонда предусмотрена приложением N 3 к Административному регламенту, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 20.09.2011 N 1052н. Копии документов, подтверждающих наступление обстоятельств, являющихся основанием для снятия с регистрационного учета (в частности принятие иностранной организацией решения о закрытии отделения), должны быть заверены в установленном законодательством Российской Федерации порядке. В случае предъявления страхователем подлинников документов копии документов заверяются работниками территориальных органов Фонда. При направлении документов через организацию почтовой связи, подлинники документов не направляются. Если копии документов, подтверждающих принятие решения о закрытии обособленного подразделения, не представлены страхователем, для снятия с регистрационного учета такие документы запрашиваются территориальным органом ФСС на уровне межведомственного взаимодействия в налоговом органе (п. 21 упомянутого Административного регламента).
Согласно п. 18 Порядка регистрации и снятия с регистрационного учета страхователей, производящих выплаты физическим лицам, в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации, утвержденного постановлением Правления ПФР от 13.10.2008 N 296п, для снятия с учета в Пенсионном фонде России в случае принятия решения о прекращении деятельности обособленного подразделения необходимо предъявить в территориальный орган Пенсионного фонда России по месту нахождения обособленного подразделения следующие документы:
- заявление о снятии с учета (приложения 5 и 6 к указанному документу);
- копия решения (приказа, распоряжения) о прекращении деятельности обособленного подразделения.
Кроме того, из разъяснений, размещенных на официальном сайте ПФР (http://www.pfrf.ru/index.php?chapter_id=6131&data_id=9790&do=view_single ), следует, что, помимо перечисленных документов, для снятия с учета может потребоваться представить заверенные копии сведений индивидуального (персонифицированного) учета об уволенных застрахованных лицах, работавших у работодателя по дату ликвидации, а также расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в ФФОМС и территориальные ФОМС плательщиками страховых взносов.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Ответ прошел контроль качества службой Правового консалтинга ГАРАНТ

26 сентября 2012 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики