Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бюджетный учет
-
19.10.2012
- Являются ли внереализационными доходами, учитываемыми при налогообложении прибыли, доходы, сразу поступающие на счета в доход федерального бюджета, а именно доходы от возмещения ущерба при возникновении страховых случаев по обязательному страхованию гражданской ответственности? При этом ремонт автомашин после страхового случая производится за счет текущего бюджетного финансирования.
Плательщиками налога на прибыль признаются, в частности, организации (п. 1 ст. 246 НК РФ). При этом для целей НК РФ под организациями понимаются в том числе и юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 11 НК РФ).
В силу ст. 124 ГК РФ к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов. Органы государственной власти (местного самоуправления) в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде от имени публично-правового образования (п.п. 1, 2 ст. 125 ГК РФ).
При этом анализ положений различных актов, определяющих статус органов государственной власти (местного самоуправления), показывает, что такие органы и их территориальные подразделения могут иметь статус юридических лиц.
Таким образом, органы власти (местного самоуправления), включенные в Единый государственный реестр юридических лиц, являются плательщиками налога на прибыль организаций (смотрите также письмо Минфина России от 14.09.2011 N 03-03-05/91).
Любые доходы, отражаемые в бюджетном учете органов власти (местного самоуправления), подлежат зачислению в соответствующие бюджеты (смотрите, в частности, ст. 41 БК РФ). В то же время согласно налоговому законодательству данное обстоятельство не может рассматриваться в качестве основания для освобождения налогоплательщиков (в том числе и органов власти, местного самоуправления) от уплаты налога на прибыль.
В то же время далеко не все доходы, отражаемые в бюджетном учете органов власти (местного самоуправления) в качестве администраторов доходов бюджетов, должны учитываться при налогообложении прибыли. Дело в том, что такие доходы подразделяются на поступления, получаемые органом власти (местного самоуправления):
1) в рамках деятельности, осуществляемой от имени публично-правового образования с учетом компетенции органа власти (местного самоуправления);
2) в качестве юридического лица, самостоятельно участвующего в правовых отношениях.
В первом случае нет оснований для учета доходов при налогообложении прибыли - исходя из положений ст.ст. 11, 246 НК РФ публично-правовые образования не являются плательщиками налога на прибыль. А вот во втором случае доходы должны учитываться при налогообложении прибыли в общеустановленном порядке.
В ст. 251 НК РФ, содержащей исчерпывающий перечень доходов, не подлежащих налогообложению, доходы в виде сумм страхового возмещения, полученных по договорам страхования, также не поименованы. При этом в соответствии с нормами ст. 250 НК РФ перечень внереализационных доходов фактически носит открытый характер.
С учетом изложенного уполномоченные органы приходят к выводу, что страховое возмещение, полученное страхователем или выгодоприобретателем по договору страхования при наступлении страхового случая, включается в состав внереализационных доходов (смотрите, например, письма Минфина России от 01.02.2010 N 03-03-06/2/21, от 08.10.2009 N 03-03-06/1/656, от 30.07.2009 N 03-03-06/1/501, от 07.10.2008 N 03-03-06/2/138).
Таким образом, можно сделать вывод, что страховое возмещение, полученное органом власти, следует учитывать в составе внереализационных доходов.
В то же время, учитывая отсутствие официальных разъяснений уполномоченных органов по рассматриваемому вопросу в отношении получения сумм страхового возмещения, рекомендуем Вашему учреждению обратиться за письменными разъяснениями в Минфин России на основании права, предоставленного налогоплательщикам нормами пп. 2 п. 1 ст. 21 НК РФ.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария
Ответ прошел контроль качества службой Правового консалтинга ГАРАНТ
5 октября 2012 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним