Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Трудовое право
-
22.10.2012
- Организация имеет собственный медицинский пункт. Имеется лицензия на осуществление доврачебной медицинской помощи по сестринскому делу и на осуществление амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, в том числе специализированной медицинской помощи по терапии.
Вправе ли организация самостоятельно проводить обязательные медицинские осмотры работников (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры (обследования) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Самостоятельное проведение организацией обязательных медицинских осмотров работников при отсутствии у нее лицензии на соответствующие виды медицинской деятельности недопустимо.
Обоснование вывода:
На основании части первой ст. 213 ТК РФ работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры (обследования) для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры (обследования).
Как следует из части второй ст. 212 ТК РФ и части седьмой ст. 213 ТК РФ, работодатель обязан в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать за счет собственных средств проведение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований), других обязательных медицинских осмотров (обследований) работников с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров (обследований).
Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (далее - Порядок), утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н.
Отметим, что ст.ст. 212, 213 ТК РФ возлагают на работодателя обязанность обеспечить проведение обязательных медицинских осмотров работников; при этом трудовое законодательство не требует их проведения именно силами сторонних организаций. Как указано в п. 4 Порядка, предварительные и периодические осмотры проводятся медицинскими организациями любой формы собственности, имеющими право на проведение предварительных и периодических осмотров, а также на экспертизу профессиональной пригодности в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.
В то же время проведение медицинских осмотров*(1), согласно п. 10 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ), относится к медицинской деятельности. А пункт 11 ст. 2 Закона N 323-ФЗ допускает осуществление медицинской деятельности как медицинскими организациями на основании лицензии*(2) (юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы, для которых медицинская деятельность является основным (уставным) видом деятельности), так и иными юридическими лицами наряду с их основной (уставной) деятельностью. В последнем случае положения Закона N 323-ФЗ (в том числе и требования о наличии лицензии) применяются к таким организациям в части, касающейся медицинской деятельности. Таким образом, Закон N 323-ФЗ допускает возможность осуществления медицинской деятельности не только непосредственно медицинскими организациями, но и иными юридическими лицами при наличии у них лицензии.
Поэтому, по нашему мнению, работодатель вправе организовывать проведение обязательных медицинских осмотров работников как в лицензированной медицинской организации (посредством заключения с ней договора), так и в собственном структурном подразделении, наделенном функциями по осуществлению медицинской деятельности (медпункте), при условии получения лицензии на соответствующий вид деятельности. Об этом прямо говорится, например, в п.п. 2, 7 Правил финансирования в 2008-2010 годах проведения углубленных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 28.12.2007 N 813.*(3)
Отметим также, что в случае если проведение осмотров осуществляется самим работодателем, то по смыслу п. 6 Порядка именно он несет ответственность за их качество.
Как следует из вопроса, медицинский пункт Вашей организации лицензии на оказание услуг по проведению медицинских осмотров не имеет. По этой причине Ваша организация не вправе проводить обязательные медицинские осмотры работников.
К сведению:
Административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), установлена частью второй ст. 14.1 КоАП РФ. Однако объективную сторону такого административного правонарушения составляет осуществление субъектом правонарушения именно предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии). При этом под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (п. 1 ст. 2 ГК РФ). Поэтому осуществление медицинской деятельности без лицензии в отношении собственных работников, по нашему мнению, не является административным правонарушением, предусмотренным частью второй ст. 14.1 КоАП РФ. В этой связи смотрите, например, постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25.03.2010 по делу N А32-39593/2009-5/836-123АП.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Котыло Игорь
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Прибыткова Мария
3 октября 2012 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
*(1) В соответствии с частью первой ст. 46 Закона N 323-ФЗ медицинский осмотр представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития.
*(2) В соответствии с п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность (за исключением случаев, когда такая деятельность осуществляется медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию в порядке, определяемом Положением о лицензировании медицинской деятельности, которое утверждено постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 (далее - Положение). В приложении к Положению перечислены все работы (услуги), составляющие медицинскую деятельность, которые подлежат лицензированию: в нем поименованы в том числе медицинские осмотры, как предварительные, так и периодические.
*(3) Ныне действующие Правила финансового обеспечения в 2012 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденные приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 10.02.2012 N 113н, не упоминают возможности проведения обязательных медицинских осмотров работников силами работодателя. Однако исходя из предмета регулирования данных Правил такое умолчание означает лишь, что расходы работодателя на проведение медицинских осмотров в собственном медпункте не финансируются за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (пп. "е" п. 3, пп. "е" п. 4 данных Правил).
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним