Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Гражданское право

24.10.2012
ВОПРОС:
В ООО с 01.10.2012 сменился генеральный директор. Прежний генеральный директор одновременно являлся одним из двух учредителей.
Можно ли оставить право подписи платежных документов за прежним генеральным директором и не уведомлять банк о смене генерального директора?
ОТВЕТ:

Высшим органом общества является общее собрание участников общества (п. 1 ст. 32 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ)). К компетенции общего собрания относится, в частности, образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий, а также принятие решения о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющему, утверждение такого управляющего и условий договора с ним, если уставом общества решение указанных вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества.
Руководство же текущей деятельностью общества осуществляет единоличный исполнительный орган. Он избирается общим собранием участников общества на срок, определенный уставом общества, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества. Единоличный исполнительный орган общества может быть избран также не из числа его участников (п. 1 ст. 40 Закона N 14-ФЗ). Согласно положениям п. 3 ст. 40 Закона N 14-ФЗ генеральный директор общества, в частности, без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки и осуществляет иные полномочия, не отнесенные Законом N 14-ФЗ или уставом общества к компетенции общего собрания участников общества, совета директоров (наблюдательного совета) общества и коллегиального исполнительного органа общества.
Порядок деятельности генерального директора общества и принятия им решений устанавливается уставом общества, внутренними документами общества, а также договором, заключенным между ним и обществом. В рассматриваемой ситуации учредитель хочет оставить за собой право подписи банковских документов, после избрания нового генерального директора.
Прежде всего, стоит отметить, что согласно п. 7.14 Инструкции Банка России от 14.09.2006 N 28-И "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)" (далее - Инструкция) при смене руководителя в обслуживающие организацию банки необходимо представить новую карточку с образцами подписей и оттиска печати. Представление в банк новой карточки должно сопровождаться одновременным представлением документов, подтверждающих полномочия указанных в карточке лиц на распоряжение денежными средствами, находящимися на банковском счете, а также документов, удостоверяющих личность лица (лиц), наделенного (наделенных) правом первой или второй подписи. Банк не вправе принимать новую карточку без представления указанных документов, кроме случаев, когда указанные документы представлялись в банк ранее и банк ими уже располагает. Кроме того, данная обязанность может быть продублирована в договоре с банком (смотрите, например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.05.2006 N А56-43575/2004). Следовательно, Вы обязаны уведомить банк о смене генерального директора.
В то же время отметим, что согласно абз. 3 п. 7.5 Инструкции право первой подписи принадлежит руководителю клиента - юридического лица (генеральному директору), а также иным лицам (за исключением лиц, указанных в п. 7.6 Инструкции), наделенным правом первой подписи распорядительным актом общества либо на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации*(1).
Правом первой или второй подписи могут быть наделены одновременно несколько сотрудников юридического лица. Наделение одного физического лица одновременно правом первой и второй подписи не допускается (п. 7.9 Инструкции).
Согласно п. 7.7 Инструкции руководитель клиента - юридического лица (генеральный директор), индивидуальный предприниматель и главный бухгалтер клиента - юридического лица могут не указываться в карточке в качестве лиц, наделенных правом, соответственно, первой или второй подписи, при условии наделения правом первой или второй подписи иных лиц.
Таким образом, правом первой подписи может быть наделен и другой сотрудник общества, кроме генерального директора, что должно быть в обязательном порядке отражено в распорядительном акта общества либо доверенности, выдаваемой в порядке, установленном законодательством РФ. Однако это не отменяет обязанности общества уведомить банк о смене генерального директора и не означает отсутствия у последнего права первой подписи.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Палаты налоговых консультантов Медведь Светлана

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим

5 октября 2012 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.


*(1) Обращаем Ваше внимание, что начиная с 07.10.2012 согласно указанию Банка России от 28.08.2012 N 2868-У абзац 3 п. 7.5 Инструкции будет применяться только к руководителю клиента - юридического лица (единоличному исполнительному органу), а также иным сотрудникам (за исключением лиц, указанных в п. 7.6 настоящей Инструкции). Положение об иных лицах исключено.

Все консультации данной рубрики