Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Трудовое право

29.10.2012
ВОПРОС:
В организации выдаются командировочные удостоверения водителям автомобилей, направляемых в аэропорты, расположенные в других городах.
Командировка в этом случае, как правило, оформляется на один день, то есть до аэропорта и обратно.
Должен ли аэропорт проставлять какие-либо отметки о прибытии командированного водителя к месту назначения в командировочном удостоверении?
ОТВЕТ:

Нормативными правовыми актами обязанность аэропорта проставлять какие-либо отметки в командировочном удостоверении не предусмотрена. Но в данном случае это и не требуется. На наш взгляд, поездка водителя в аэропорт не должна рассматриваться в качестве командировки. Дело в том, что служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются (часть первая ст. 166 ТК РФ).
Исходя из положений части второй ст. 168.1 ТК РФ перечень работ, профессий, должностей работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, устанавливается коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Если работа осуществляется в пути или имеет разъездной характер, то соответствующее условие в обязательном порядке вносится в трудовой договор (часть вторая ст. 57 ТК РФ). Профессия водителя однозначно предполагает, что работа осуществляется в пути и ее следует включить в указанный выше перечень. В рассматриваемом случае водитель организации, совершая поездки в аэропорт, фактически продолжает выполнять свою основную трудовую функцию. Приказом Минтранса России от 20.08.2004 N 15 утверждено Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (далее - Положение). В соответствии с п. 15 Положения время управления автомобилем независимо от маршрута является рабочим временем водителя. Таким образом, все время управления автомобилем до аэропорта и обратно является для водителя работой и не может быть квалифицировано как время проезда к месту, где выполняется служебное поручение, и возвращения назад. Значит, периодические поездки водителя в аэропорт не являются командировками. Их следует расценивать как работу в пути и выплачивать за это время текущую заработную плату с учетом всех доплат и надбавок в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда.
Работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, работодатель обязан возмещать связанные со служебными поездками:
- расходы по проезду;
- расходы по найму жилого помещения;
- дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные);
- иные расходы, произведенные работниками с разрешения или ведома работодателя. Размеры и порядок возмещения указанных расходов устанавливаются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (ст. 168.1 ТК РФ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Синева Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Михайлов Иван

11 октября 2012 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики