Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Гражданское право

31.10.2012
ВОПРОС:
Организация - резидент РФ принимает наличные денежные средства от физических лиц - нерезидентов РФ в оплату оказанных транспортно-экспедиционных услуг. Расчеты осуществляются в рублях. При этом физическое лицо может являться ИП, а может и не являться им.
Не является ли в данном случае прием наличных денег незаконной валютной операцией, образующей состав административного правонарушения?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Прием организацией - резидентом наличных денег от физического лица - нерезидента в оплату оказанных транспортно-экспедиционных услуг, независимо от того, для каких целей осуществляется перевозка (связанных или не связанных с предпринимательской деятельностью), не является незаконной валютной операцией и не образует состава административного правонарушения.

Обоснование вывода:
Согласно пп. "б" п. 9 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ) к валютным операциям относится в том числе использование между резидентом и нерезидентом валюты Российской Федерации в качестве средства платежа.
Согласно ст. 6 Закона N 173-ФЗ валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных ст.ст. 7, 8 и 11 Закона N 173-ФЗ. При этом ст.ст. 7, 8 Закона N 173-ФЗ утратили силу, а нормы ст. 11 Закона N 173-ФЗ регулируют операции по купле-продаже иностранной валюты. Таким образом, использование валюты РФ в расчетах между резидентом и нерезидентом может осуществляться без ограничений.
При этом в силу ч. 2 ст. 14 Закона N 173, если иное не предусмотрено нормами Закона N 173-ФЗ, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается ЦБ РФ.
Статья 14 Закона N 173-ФЗ предусматривает ряд исключений из этого правила. Так, юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты при оказании физическим лицам - нерезидентам на территории Российской Федерации транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению.
Также юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты в иностранной валюте и валюте Российской Федерации с физическими лицами - нерезидентами по договорам перевозки пассажиров, а также расчеты в иностранной валюте и валюте Российской Федерации с находящимися за пределами территории Российской Федерации физическими лицами - резидентами и физическими лицами - нерезидентами по договорам перевозки грузов, перевозимых физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Что касается определения целей перевозки грузов, отметим следующее. Закон не устанавливает каких-либо требований о документальном подтверждении того, что перевозка грузов осуществляется для нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и к истребованию подтверждающих это документов у другой стороны сделки. В случае возникновения спора цели приобретения товара, заказа услуг, перевозки грузов исследуются судами по существу исходя из конкретных обстоятельств дела. Как правило, учитываются следующие обстоятельства:
- указание в договоре, помимо имени физического лица - клиента (заказчика, покупателя), обозначения "индивидуальный предприниматель" (постановление ФАС Центрального округа от 8 декабря 2008 г. N А08-3211/2008-26, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 16 октября 2007 г. N Ф04-9559/2006(39351-А03-31));
- может ли товар (груз) в принципе использоваться в личных целях или же только для предпринимательских нужд (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 1 февраля 2007 г. N Ф04-9559/2006(30616-А03-32), постановление ФАС Волго-Вятского округа от 14 октября 2008 г. N А79-3008/2008, постановление ФАС Уральского округа от 13 января 2009 г. N Ф09-1874/08-С1, постановление ФАС Уральского округа от 12 февраля 2008 г. N Ф09-11248/07-С1);
- количество, характер товара (груза) (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 25 декабря 2008 г. N А79-5550/2008, постановление ФАС Центрального округа от 8 декабря 2008 г. N А08-3209/2008-17).
В то же время необходимо учитывать следующее.
В силу ч. 2 ст. 5 Закона N 173-ФЗ для реализации функций, предусмотренных Законом N 173-ФЗ, Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов. Если порядок осуществления валютных операций, порядок использования счетов (включая установление требования об использовании специального счета) не установлены органами валютного регулирования, валютные операции осуществляются, счета открываются и операции по счетам проводятся без ограничений.
Под осуществлением незаконных валютных операций, влекущим административную ответственность, понимаются (ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ):
- осуществление валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации;
- осуществление валютных операций с невыполнением установленных требований об использовании специального счета и требований о резервировании;
- списание и (или) зачисление денежных средств, внутренних и внешних ценных бумаг со специального счета и на специальный счет с невыполнением установленного требования о резервировании.
Таким образом, проведение расчетов при осуществлении валютной операции, не запрещенной законодательством, а также не регламентированной требованиями об использовании специального счета и о резервировании, не образует объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
Поскольку описанная в вопросе валютная операция не запрещена законодательством, в отношении нее не установлено требования об использовании специального счета и о резервировании, она, в силу ч. 2 ст. 5, ст. 6 Закона N 173-ФЗ, осуществляется без ограничений и не может признаваться незаконной валютной операцией применительно к ст. 15.25 КоАП РФ.
Подтверждается сказанное и судебной практикой (смотрите, например, постановления Президиума ВАС РФ от 17 февраля 2009 г. N 12089/08, от 1 сентября 2009 г. N 4140/09, ФАС Поволжского округа от 12 марта 2009 г. N А57-23330/2008, ФАС Уральского округа от 5 марта 2009 г. N Ф09-1011/09-С1).
Таким образом, прием организацией - резидентом наличных денег от физического лица - нерезидента в оплату оказанных транспортно-экспедиционных услуг независимо от того, для каких целей осуществляется перевозка (связанных или не связанных с предпринимательской деятельностью), не является незаконной валютной операцией и не образует состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.25 КоАП РФ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Бахтина Анастасия

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Барсегян Артем

12 октября 2012 г.

Все консультации данной рубрики