Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Налоги

14.07.2011
ВОПРОС:
Сторонняя организация производит ремонт автомобиля организации (замену масла, автошин и т.п.). Надо ли для целей налогового учета оформлять акт выполненных работ, или достаточно только наличия товарного чека?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В рассматриваемой ситуации расходы по замене шин (масла) для целей налогообложения прибыли подтверждаются актом выполненных работ, расходы на приобретение запасных частей, шин и расходных материалов (масла) - кассовыми и товарными чеками.

Обоснование вывода:

В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).

При этом расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, - убытки), осуществленные (понесенные)

налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат (п. 1 ст. 260 НК РФ). При этом учитываются расходы на все виды ремонта: текущий, средний и капитальный.

Согласно п. 2 ст. 260 НК РФ порядок формирования расходов на ремонт основных средств, предусмотренный п. 1 ст. 260 НК РФ, применяется также в отношении арендованных основных средств, если договором аренды не предусмотрено возмещение указанных расходов арендодателем.

В рассматриваемой ситуации организация проводит замену шин (масла) у автотранспортного средства.

Документами, подтверждающими необходимость ремонта, а следовательно, и оправданность расходов, являются смета и дефектные ведомости. Унифицированных форм данных документов не существует, поэтому составляются они в произвольной форме с соблюдением обязательных реквизитов (ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", далее - Закон N 129-ФЗ).

Дефектная ведомость составляется при повреждении или поломке объектов основных средств. В ней указываются перечень выявленных дефектов объекта и рекомендации по их устранению. При ремонте оборудования вместо дефектной ведомости может быть использован акт о выявленных дефектах оборудования, составленный по форме N ОС-16, утвержденной постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7 (далее - Постановление N 7). В акте дается краткая характеристика основных узлов и агрегатов, описываются выявленные дефекты. Форма дефектной ведомости утверждается в учетной политике. Кроме того нелишним будет составить смету расходов, а также издать приказ, который подпишет руководитель, о направлении автомобиля в ремонт.

Порядок документального оформления расходов на ремонт зависит также от способа выполняемых ремонтных работ (своими силами, то есть хозяйственным способом, или же подрядным способом).

При проведении ремонта силами подрядчиков (в том числе физических лиц) подтверждающим документом будет соответствующий акт выполненных работ. Унифицированная форма акта выполненных работ по текущему ремонту автотранспорта Госкомстатом РФ не утверждена, поэтому его можно составить в произвольной форме. Главное, чтобы акт содержал обязательные реквизиты, перечисленные в п. 2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ.

По окончании ремонта также может быть оформлен Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (форма N ОС-3, утверждена Постановлением N 7). Этот акт согласно Указаниям по применению и заполнению форм первичной учетной документации служит для оформления и учета приема-сдачи объектов основных средств из ремонта, реконструкции, модернизации. По нашему мнению, заполнять или не заполнять форму N ОС-3 при текущем ремонте каждая организация решает самостоятельно в зависимости от характера произведенного ремонта.

Форма N ОС-3 подписывается членами приемочной комиссии или лицом, уполномоченным на приемку объектов основных средств, а также представителем организации (структурного подразделения), проводившей ремонт, утверждается руководителем организации или уполномоченным им лицом и сдается в бухгалтерию.

Если ремонт выполняет сторонняя организация, акт составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в организации, второй экземпляр передается организации, проводившей ремонт, реконструкцию, модернизацию. При осуществлении ремонта силами сторонней организации с использованием материалов заказчика передача материалов (запасных частей) оформляется накладной на отпуск материалов на сторону по форме N М-15. Данные о ремонте вносятся в инвентарную карточку учета объекта основных средств (форма N ОС-6).

Также, если ремонт автомобиля осуществляет специализированная сервисная мастерская, в качестве договора на оказание услуг (выполнение работ) по ремонту применяется заказ-наряд. Его оформление производится в соответствии с требованиями п. 15 Правил оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств (утверждены постановлением Правительства РФ от 11.04.2001 N 290, далее - Правила). Заказ-наряд должен содержать информацию о перечне запасных частей, предоставленных исполнителем (п. 16 Правил). Согласно п. 35 Правил потребитель обязан проверить с участием исполнителя объем и качество оказанной услуги (выполненной работы), исправность узлов и агрегатов, подвергшихся ремонту, и принять оказанную услугу (выполненную работу). При обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат оказанной услуги (выполненной работы), подмены составных частей, некомплектности автомототранспортного средства и других недостатков потребитель обязан немедленно заявить об этом исполнителю. Указанные недостатки должны быть описаны В приемо-сдаточном акте или ином документе, удостоверяющем приемку, который подписывается ответственным лицом исполнителя и потребителем.

Таким образом, подтверждение операций по текущему ремонту автотранспорта в бухгалтерском учете и признание этих затрат в налоговом учете возможны на основании правильно заполненных акта выполненных работ либо формы N ОС-3, заказ-наряда, приемо-сдаточного акта.

Поэтому расходы по работам (по замене шин (масла)) подтверждаются актом выполненных работ, целесообразность замены запчастей - дефектной ведомостью, расходы на приобретение запасных частей - кассовыми и товарными чеками. Так, например, в письмах Минфина России от 23.12.2009 N 03-11-09/413, УФНС России по г. Москве от 30.01.2009 N 19-12/007413@ сказано, что в качестве подтверждения понесенных затрат на ремонт автомобиля должны быть представлены, в частности, акт приемки-передачи выполненных работ, а при осуществлении ремонта собственными силами - документы, подтверждающие приобретение использованных деталей.

Отметим, что п. 2.1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) предусмотрено, что организации и ИП, являющиеся плательщиками ЕНВД, не подпадающие под действие п.п. 2 и 3 ст. 2 Закона N 54-ФЗ, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, облагаемых ЕНВД, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа), подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу). Указанный документ выдается в момент оплаты товара (работы, услуги) и должен содержать следующие сведения:

* наименование документа;
* порядковый номер документа, дату его выдачи;
* наименование для организации (фамилия, имя, отчество - для ИП);
* ИНН налогоплательщика, присвоенный организации (ИП), выдавшим документ;
* наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);
* сумму оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты, в рублях;
* должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, и его личную подпись.

Поэтому, если организация или ИП, производящие ремонт Вашего автомобиля, применяют ЕНВД, они могут выдавать заказчикам такой документ как товарный чек. При этом режим в виде ЕНВД применяется, в частности, при оказании услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств (пп. 3 п. 2 ст. 346.26 НК РФ) организациям.

Товарный чек является одним из первичных документов, на основании которого покупатель может подтвердить факт оплаты товара, приобретенного по договору розничной купли-продажи. Форма товарного чека не содержится в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. В связи с этим налогоплательщики вправе самостоятельно утверждать форму товарного чека, соблюдая при этом положения Закона N 54-ФЗ и Закона N 129-ФЗ (письма Минфина России от 31.05.2011 N 03-11-11/144, от 11.02.2009 N 03-11-06/3/28).

Согласно ст. 493 ГК РФ, п. 21 постановления Правительства РФ от 21.07.1997 N 918 "Об утверждении Правил продажи товаров по образцам", если иное не предусмотрено законом или договором розничной купли-продажи, в том числе условиями формуляров или иных стандартных форм, к которым присоединяется покупатель (ст. 428 ГК РФ), договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара.

Таким образом, в общем случае товарные чеки используются именно при продаже товаров. Поэтому, по нашему мнению, при оказании услуг (замена масла, замена шин, резка труб и прочие) вместо товарного чека плательщику ЕНВД следует выдавать другой документ, содержащий реквизиты, установленные п. 2.1 ст. 2 Закона N 54-ФЗ. Или же, как мы указали выше, факт несения расходов для целей налогообложения прибыли может быть подтвержден актами выполненных работ (оказанных услуг). Применение товарного чека было бы оправданно для документального подтверждения расходов на приобретение МПЗ (запасных частей, расходных материалов).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Подволокина Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мельникова Елена

Все консультации данной рубрики