Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

01.11.2012
ВОПРОС:
Бюджетное учреждение планирует провести работы по благоустройству территории, в которые включены валка деревьев, их вывоз, разбивка грунта и подготовка почвы под цветник.
На какую статью (подстатью) КОСГУ должны быть отнесены расходы на проведение данных работ?
ОТВЕТ:

По мнению специалистов уполномоченных органов, под расходами на внешнее благоустройство следует понимать расходы, которые не связаны напрямую с коммерческой деятельностью организации, направлены на создание удобного, обустроенного с практической и эстетической точки зрения пространства на территории организации. В то же время в действующем законодательстве в настоящее время не содержится определения понятия "благоустройство территории".
Соответственно, и Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 21.12.2011 N 180н (далее - Указания N 180н), расходы по благоустройству территории на какую-либо статью (подстатью) КОСГУ прямо не отнесены.
В последние годы в специализированной литературе нередко можно встретить мнение отдельных специалистов, согласно которому расходы по оплате договоров на оказание услуг по благоустройству относятся на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ*(1). Эта же позиция находила отражение и в правовых актах отдельных публично-правовых образований*(2).
Вместе с тем сама по себе такая правовая позиция не может приниматься учреждением за правило - в каждом конкретном случае принятию определенного решения должен предшествовать анализ осуществляемых операций.
Дело в том, что в соответствии с Указаниями N 180н отнесение расходов на тот или иной код бюджетной классификации должно осуществляться прежде всего исходя из экономического содержания хозяйственной операции, определяемой предметом договора (контракта).
При этом операции по созданию объектов, производству работ и оказанию услуг, направленные на благоустройство территории, по своему экономическому содержанию могут быть абсолютно различны и, соответственно, относиться на разные статьи (подстатьи) КОСГУ.
Так, например, ремонт подъездных дорог или тротуаров, состоящих на балансе учреждения, обоснованно может рассматриваться в качестве работ по содержанию имущества, оплата которых должна производиться за счет подстатьи 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ. А устройство новых тротуаров и стоянок для автомашин при определенных обстоятельствах вполне может рассматриваться в качестве создания объектов основных средств, а следовательно, соответствующие расходы могут относиться на статью 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ*(3).
Полагаем, что требованиям действующего бюджетного законодательства будет соответствовать только такой подход, согласно которому в целях применения положений Указаний N 180н будет оцениваться экономическое содержание каждой хозяйственной операции, осуществляемой при благоустройстве территории (конечно, если они не включены в общую смету работ, которые будет выполнять подрядная организация). Данная правовая позиция находила отражение и в правовых актах отдельных публично-правовых образований в прошлые годы*(4).
В рассматриваемой ситуации работы по валке деревьев, их вывоз, разбивка грунта и подготовка почвы под цветник связаны с содержанием в должном состоянии конкретного земельного участка, закрепленного за учреждением. При этом в соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ землепользователи (в данном случае Ваше учреждение) обязаны, в том числе, соблюдать при использовании земельных участков требования строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, а также не допускать загрязнение и захламление земельного участка.
Таким образом, данные расходы, по нашему мнению, могут быть обоснованно отнесены на подстатью 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ.
В то же время выбранный в Вашем учреждении способ заключения договоров на выполнение работ в целях благоустройства территории, закрепленной за учреждением, не исключает рисков возникновения разногласий с органами финансового контроля по вопросам обоснованности применения бюджетной классификации, так как при желании нетрудно сформулировать определенные аргументы и в пользу применения в рассматриваемой ситуации иной статьи (подстатьи) КОСГУ, например подстатьи 226 "Прочие работы, услуги".
В этой связи напомним, что ответственность за нецелевое использование бюджетных средств не может быть применена в том случае, когда исходя из содержания нормативных документов невозможно с очевидностью установить, на какой код бюджетной классификации участнику бюджетного процесса следовало бы отнести осуществленные им расходы (расходы могли бы быть равным образом отнесены на различные коды бюджетной классификации) (п. 14.1 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария

Ответ прошел контроль качества

15 октября 2012 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.


*(1) Смотрите, например, следующие материалы:
- "Ревизии и проверки бюджетных учреждений. Что должен знать бухгалтер?" (издание дополненное, под общ. ред. Ю.А. Васильева). - "Аюдар Пресс", Система ГАРАНТ, 2010 г.;
- "Обустраиваем территорию вблизи спортивного комплекса" (С. Валова, "Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", N 10, октябрь 2010 г.);
- "Расходы бюджетных учреждений на благоустройство территории" (М. Волчкова, "Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", N 8, август 2009 г.);
- "Учет расходов по благоустройству парков" (Т. Обухова, "Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 6, июнь 2008 г.);
- "Благоустройство территорий, прилегающих к учреждению" (Т. Сильвестрова, "Бюджетные учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 6, июнь 2008 г.);
- "Особенности бюджетного учета отдельных видов основных средств в учреждениях здравоохранения" (Л.П. Воробьева, "Советник бухгалтера в здравоохранении", N 4, май-июнь 2008 г.).
*(2) Смотрите, например, п. 1 "Перечня мероприятий..." (приложение N 1 к Городской целевой программе, утвержденной постановлением Администрации города Димитровграда Ульяновской области от 26.08.2010 N 2844).
*(3) Вопрос: В соответствии со статьей 37 Закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности. Пунктом 94 приказа МЧС России от 18 июня 2003 г. N 313 "Об утверждении правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)" (далее - Приказ N 313) предусмотрено, что при наличии на территории объекта или вблизи него естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием для установки... ("Бюджетный учет", N 4, апрель 2011 г.).
*(4) Смотрите, например:
- распоряжение Администрации Колпинского района Санкт-Петербурга от 09.08.2010 N 509-р;
- Приложение N 7 к решению Орловского городского Совета народных депутатов от 24.12.2009 N 56/915-ГС.

Все консультации данной рубрики