Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

08.11.2012
ВОПРОС:
Федеральному бюджетному учреждению, переведенному с 2012 года на получение субсидии, арендатор возвращает сумму дебиторской задолженности за 2011 год на основании судебного решения. Ранее такие средства являлись источником дополнительного финансового обеспечения деятельности учреждения, а не использованные на конец года остатки перечислялись в бюджет.
Должно ли учреждение перечислить полученную от арендатора сумму в доход бюджета?
ОТВЕТ:

По общему правилу операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря (п. 1 ст. 242 БК РФ). Не использованные получателями бюджетных средств остатки бюджетных средств, находящиеся не на едином счете бюджета, не позднее двух последних рабочих дней текущего финансового года подлежат перечислению получателями бюджетных средств на единый счет бюджета (п. 4 ст. 242 БК РФ).
При этом бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря (п. 3 ст. 242 БК РФ).
С учетом приведенных выше норм бюджетного законодательства специалисты Минфина России неизменно делают вывод: суммы, поступающие в качестве возврата дебиторской задолженности прошлых лет, образовавшейся в рамках исполнения бюджетных смет, должны перечисляться в доход соответствующего бюджета (ст. 242 БК РФ).
При этом переход бюджетного учреждения на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания за счет субсидии никак не влияет на порядок исполнения подобных обязательств. Иными словами, любые суммы возврата дебиторской задолженности прошлых лет, образовавшейся в учете бюджетного учреждения (получателя бюджетных средств) в рамках бюджетной деятельности, поступающие на лицевой счет того же бюджетного учреждения, но уже получателя субсидии, подлежат перечислению в доход соответствующего бюджета.
Данная правовая позиция нашла отражение в официальных документах, разрабатываемых Минфином России.
Так, например, в соответствии с п. 4 "Методических рекомендаций..." (Приложение к письму Минфина России от 25.04.2011 N 02-06-07/1546, далее - Методические рекомендации) при принятии учредителем решения о предоставлении бюджетному учреждению с 1 января 2012 года субсидии из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ в соответствии с п. 1 ст. 78.1 БК РФ формирование входящих остатков по активам, обязательствам и финансовым результатам производится по состоянию на 1 января 2012 года в межотчетный период на основании Справки (форма 0504833).
Согласно п. 4.1 Методических рекомендаций в сумме исходящих остатков, числящихся по соответствующим счетам аналитического учета счета 1 303 00 000 "Расчеты по платежам в бюджет", в составе входящих остатков бюджетного учреждения отражается его задолженность по перечислению в доход бюджета денежных средств, поступивших от дебиторов прошлых лет, - по дебету счета 4 401 30 000 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов" и кредиту счета 4 303 05 000 "Расчеты по прочим платежам в бюджет".
Следует отметить, что в соответствии с п. 3 ч. 19 ст. 33 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ в переходный период на суммы поступивших в федеральный бюджет доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление являющимся получателями бюджетных средств федеральным бюджетным учреждениям культуры и искусства, здравоохранения, науки, образования, а также архивным учреждениям, на лицевых счетах указанных учреждений, открытых в органах Федерального казначейства, сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных ведомственной структурой расходов федерального бюджета, отражается источник дополнительного финансового обеспечения их деятельности.
При этом законодательством было четко определено направление использования дополнительного финансового обеспечения - содержание и развитие материально-технической базы учреждения, включая расходы на уплату налогов с доходов от аренды, сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных ведомственной структурой расходов федерального бюджета.
Федеральным законом от 30.11.2011 N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годы" не предусматривалось право использования федеральными бюджетными и автономными учреждениями в 2012 году остатка неиспользованного источника дополнительного бюджетного финансирования за счет арендных платежей. В связи с этим федеральным бюджетным и автономным учреждениям рекомендовалось завершить расчеты за счет указанного источника до конца 2011 года с учетом целесообразности и эффективности соответствующих расходов.
Таким образом, из изложенного следует, что Ваше бюджетное учреждение обязано перечислить в доход бюджета сумму дебиторской задолженности прошлых лет, поступившую от арендатора на основании судебного решения.
Обратите внимание: бюджетное учреждение по факту формирования входящих остатков должно уведомить учредителя в том числе и о суммах входящих остатков по расчетам с бюджетом в части обязательств учреждения по перечислению в доход бюджета денежных средств, поступивших от дебиторов прошлых лет. Однако даже в том случае, если подобные действия не предпринимались или же задолженность перед бюджетом в учете не отражалась, денежные средства, поступившие бюджетному учреждению (получателю субсидии) в счет погашения дебиторской задолженности прошлых лет, образовавшейся в рамках бюджетной деятельности, все равно необходимо перечислить в бюджет.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария

Ответ прошел контроль качества

23 октября 2012 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики