Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

14.11.2012
ВОПРОС:
Федеральным государственным казенным учреждением (ФГКУ) заключен двухлетний государственный контракт на вывоз снега, по которому предусмотрен аванс в размере 30%.
Общая (условная) сумма контракта - 5 000 руб., из них 1 500 руб. (аванс 30%) - обязательства текущего финансового года (2012 года), 3 500 руб. - обязательства очередного финансового года (2013 года). Соответствующие лимиты бюджетных обязательств доведены до учреждения.
В результате, например, погодных условий услуги по вывозу снега контрагентом до конца текущего года могут быть фактически не оказаны или оказаны в меньшем, по сравнению с планируемым, объеме. В результате на 1 января 2013 года у учреждения может образоваться дебиторская задолженность в размере непогашенного аванса 2012 года.
Могут ли средства неиспользованного аванса быть зачтены учреждением в очередном 2013 году при осуществлении расчетов за вывоз снега с контрагентом?
ОТВЕТ:

Казенные учреждения принимают бюджетные обязательства в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований (ст. 162, п. 3 ст. 219 БК РФ).
Это правило будет, пожалуй, ключевым при рассмотрении данного вопроса.
Казалось бы, в чем проблема?
1. Оплата аванса производится казенным учреждением в текущем году в пределах, установленных п. 14 постановления Правительства РФ от 30.12.2011 N 1249 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов". Поэтому в текущем (2012) году соответствующие обязательства принимаются учреждением на законных основаниях.
2. Остатки выданных авансовых платежей, числящиеся на начало отчетного периода по соответствующим счетам аналитического учета счета 1 206 00 000 "Расчеты по выданным авансам", а также кредитовые обороты, изменяющие указанные расчеты, и соответствующие обороты, отражающие увеличение (уменьшение) кредиторской задолженности по принятым за отчетный период денежным обязательствам, в счет авансовых платежей прошлых лет, числящихся на начало отчетного периода на соответствующих счетах аналитического учета счета 1 302 00 000 "Расчеты по принятым обязательствам", при определении объема принятых денежных обязательств за отчетный период не учитываются (смотрите, например, пп. "а", "б" п. 1 письма Минфина России от 17.02.2012 N 02-06-07/552). Поэтому в очередном (2013) году проблем с принятием денежных обязательств также не возникнет: они будут приняты в сумме, превышающей остаток непогашенного аванса, числящийся на 1 января 2013 года.
3. Согласно последнему абзацу п. 14.1 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 ответственность за нецелевое использование бюджетных средств не может быть применена в случае оплаты за счет средств, выделенных на текущий финансовый год, соответствующих товаров, работ, услуг, которые будут поставляться, выполняться, оказываться в следующем финансовом году. Поэтому в том случае, если какая-то часть аванса "перейдет" на следующий год, тоже не будет ничего экстраординарного.
Но помимо денежных обязательств, казенные учреждения принимают и бюджетные обязательства. И с позиций применения порядка принятия бюджетных обязательств в рассматриваемой ситуации все складывается не так уж гладко.
Учет принятых казенным учреждением бюджетных обязательств осуществляется на счете 0 502 01 000 "Принятые обязательства" (п.п. 318, 319 "Инструкции...", утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, далее - Инструкция N 157н; п.п. 140 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н, далее - Инструкция N 162н). Для отражения информации на счете 0 502 01 000 "Принятые обязательства" необходимо руководствоваться исключительно определениями понятий "обязательства участника бюджетного процесса", "обязательства учреждения", приведенными в п. 308 Инструкции N 157н.
Соответствующие обязательства принимаются учреждением как в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных на текущий финансовый год, так и в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных на очередной финансовый год (плановый период) (п.п. 139, 140 Инструкции N 162н).
Остаток непогашенного аванса в данной ситуации свидетельствует о излишне принятых обязательствах, наличии принятых и неисполненных обязательств. В соответствии с положениями п. 310 Инструкции N 157н в следующем (2013) году принятие казенным учреждением бюджетных обязательств следует осуществить с учетом этих неисполненных обязательств (смотрите также пп. "а" п. 5 письма Минфина России от 17.02.2012 N 02-06-07/552).
А принимая во внимание вышеуказанное (ключевое) правило, принятие соответствующих обязательств должно быть осуществлено в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до учреждения на 2013 год.
Рассмотрим ситуацию на примере.
Казенным учреждением в 2012 году осуществлено принятие обязательств и денежных обязательств по оплате вывоза снега на сумму 1 500 рублей. В результате теплой погоды соответствующие услуги контрагентом оказаны не были. Следовательно, на 2013 год "перейдет" не только дебиторская задолженность в виде непогашенного аванса (1 500 руб.), но и неисполненные обязательства (1 500 руб.).
Лимит бюджетных обязательств для осуществления данных расходов установлен на 2013 год в сумме 3 500 рублей. Таким образом, в 2013 году учреждением могут быть приняты обязательства и денежные обязательства только на сумму 2 000 рублей (3 500 руб. - 1 500 руб.). Принятие обязательств сверх суммы доведенных на 2013 год до учреждения лимитов нарушит порядок, установленный ст. 162, п. 3 ст. 219 БК РФ (смотрите также письмо Минфина России от 16.02.2012 N 02-07-10/512). А это уже повод для претензий к учреждению.
Образовался "излишек" - 1 500 рублей.
Что это за "излишек" и что с ним делать учреждению?
Указанные суммы, по нашему мнению, являются ничем иным, как дебиторской задолженностью прошлых лет.
Поскольку законных оснований для использования в 2013 году данных средств у учреждения нет, в рассматриваемом случае целесообразным представляется осуществить возврат этой задолженности в бюджет путем перечисления контрагентом по реквизитам, переданным ему для этих целей учреждением.
В заключение отметим, что важное значение при принятии подобных обязательств для учреждения имеет качественное планирование предстоящих расходов. При этом считаем возможным пользоваться следующей "политикой безопасности": желательно, чтобы авансовые платежи производились в размере реальной потребности или меньшей сумме, так как ситуация, обратная рассматриваемой, для учреждения более приемлема. Ведь погашение кредиторской задолженности прошлых лет за счет лимитов бюджетных обязательств текущего года правомерно (смотрите письмо Минфина России от 16.02.2012 N 02-07-10/512).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
государственный советник РФ 3 класса Семенюк Александр

Ответ прошел контроль качества

22 октября 2012 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики