Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Госзакупки
-
22.11.2012
- Вправе ли государственный заказчик поменять место проведения мероприятия (место оказания услуг), указанное в техническом задании заключенного государственного контракта, при сохранении остальных требований технического задания?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Изменение условия государственного контракта о месте оказания услуг возможно, только если этот контракт заключен с единственным исполнителем.
Обоснование позиции:
Согласно ч. 5 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) при заключении и исполнении контракта не допускается изменение по соглашению сторон и в одностороннем порядке его условий, указанных в перечисленных в этой части нормах, за исключением случаев, предусмотренных ч.ч. 6-6.7 и 8.1 ст. 9, ч. 26.1 ст. 65 Закона N 94-ФЗ. К таким условиям относятся и содержащиеся в конкурсной документации, документации об аукционе, извещении о проведении запроса котировок, а также в заявке на участие в конкурсе (аукционе), котировочной заявке условия, на которых заключаются контракты по итогам соответствующей процедуры согласно ч. 3 ст. 29, ч. 3 ст. 38, ч. 10 ст. 41.12, ч. 8 ст. 47 Закона N 94-ФЗ. А в конкурсной документации, документации об аукционе, извещении о проведении запроса котировок должны содержаться, помимо прочего, сведения о месте, условиях и сроках (периодах) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг (п. 4 ч. 4 ст. 22, ч. 4 ст. 34, п. 7 ч. 4 ст. 41.6, п. 5 ст. 43 Закона N 94-ФЗ). Причем, обратим внимание, закон требует точного определения условия о месте оказания услуг без допущения изменения этого определения в ходе размещения заказа, как, например, в отношении товаров, материалов (где, напротив, предполагается возможность замены на эквивалент).
Таким образом, изменение по соглашению сторон и в одностороннем порядке условий контракта, заключенного по итогам торгов или запроса котировок, указанных в конкурсной документации, документации об аукционе, извещении о запросе котировок, в том числе о месте исполнения услуг, не допускается (смотрите также, например, письмо Минэкономразвития РФ от 01.06.2011 N Д22-871).
Арбитражная практика исходит из того, что соглашение об изменении контракта, заключенное в случаях, когда изменение контракта не допускается законом, является ничтожным в силу ст. 168 ГК РФ (определение ВАС РФ от 22.04.2011 N ВАС-4474/11, постановления ФАС Поволжского округа от 28.07.2011 N Ф06-5990/11, ФАС Центрального округа от 12.11.2010 по делу N А48-6337/2009, ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.10.2010 по делу N А78-702/2010).
Следует учитывать, что приведенный в ч. 5 ст. 9 Закона N 94-ФЗ перечень норм, в которых содержатся условия, которые не подлежат изменению, по смыслу этой нормы, является закрытым. Эту позицию разделяют и арбитражные суды (постановления ФАС Уральского округа от 02.03.2011 N Ф09-11400/10-С2 и от 03.03.2011 N Ф09-11400/2010).
Отсюда можно сделать вывод, что запрет на изменение условия о месте оказания услуг не распространяется на контракт, заключенный с единственным исполнителем. К такому же выводу пришли сотрудники Федеральной антимонопольной службы РФ, указав, что данный запрет не распространяется на контракты, заключенные в результате размещения заказов у единственного поставщика, в том числе на основании п.п. 1, 2, 2.1 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ (тема 5 Обзора разъяснений законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, октябрь 2011 г.)).
Вместе с тем должны отметить, что из п. 16 письма Министерства экономического развития РФ от 12.08.2009 N Д05-4029 можно сделать вывод, что, по мнению специалистов этого министерства, запрет на изменение условий контракта, установленный ч. 5 ст. 9 Закона N 94-ФЗ, распространяется не все контракты, включая заключенные с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Однако данная позиция не обоснована никакими нормами права, по нашему мнению, буквальному толкованию закона соответствует позиция, изложенная выше.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий
Ответ прошел контроль качества
5 ноября 2012 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним