Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Гражданское право

26.11.2012
ВОПРОС:
Доверительный управляющий, в силу договора доверительного управления долей в уставном капитале ООО, вправе совершать любые действия, на которые управомочен участник общества (учредитель доверительного управления), за исключением распоряжения самой долей. Доверительный управляющий, осуществляющий права единственного участника ООО, принимает решение о совершении сделки.
Учитывается ли заинтересованность самого доверительного управляющего в совершении сделки?
Если заинтересованность доверительного управляющего имеется, на основании какого критерия ст. 45 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" она может определяться: как лица, имеющего право давать обществу обязательные для него указания, или как участника (в данном случае лица, осуществляющего права участника), имеющего совместно с его аффилированными лицами 20% и более процентов голосов от общего числа голосов участников общества?
ОТВЕТ:

По договору доверительного управления имуществом доверительный управляющий обязуется осуществлять управление имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (ст. 1012 ГК РФ). Осуществляя доверительное управление имуществом, доверительный управляющий вправе совершать в отношении этого имущества в соответствии с договором доверительного управления любые юридические и фактические действия в интересах выгодоприобретателя. Законом или договором могут быть предусмотрены ограничения в отношении отдельных действий по доверительному управлению имуществом. Доверительный управляющий осуществляет в пределах, предусмотренных договором доверительного управления долей в уставном капитале ООО, правомочия участника этого общества (ст. 1020 ГК РФ). Как следует из вопроса, доверительный управляющий в соответствии с договором доверительного управления вправе совершать любые действия, входящие в компетенцию единственного участника общества, но не вправе распоряжаться долей в уставном капитале общества.
В компетенцию единственного участника общества, в частности, входит принятие решений о распределении чистой прибыли общества, изменении устава, реорганизации, ликвидации общества и прочее (п. 2 ст. 33 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", далее - Закон об ООО). Уставом общества к компетенции общего собрания участников (единственного участника) общества могут быть отнесены и иные вопросы, в том числе, например, принятие решений о совершении исполнительным органом (об обязании к совершению исполнительным органом) той или иной сделки (п. 1, пп. 13 п. 2 ст. 33 Закона об ООО).
Перечисленные решения предполагают обязательность для исполнительного органа общества совершения действий, обусловленных содержанием соответствующего решения.
В связи с этим, на наш взгляд, применительно к ст. 45 Закона об ООО, указывающей на критерии заинтересованности в совершении сделки, доверительного управляющего, осуществляющего управление 100-процентной долей в уставном капитале общества и управомоченного на совершение любых действий, входящих в компетенцию единственного участника общества, следует рассматривать в качестве лица, имеющего право давать обществу обязательные для него указания. Косвенно это подтверждает п. 22 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8.*(1)
Сделки с переданным в доверительное управление имуществом доверительный управляющий совершает от своего имени, указывая при этом, что он действует в качестве такого управляющего. При отсутствии указания о действии доверительного управляющего в этом качестве доверительный управляющий обязывается перед третьими лицами лично и отвечает перед ними только принадлежащим ему имуществом (ст. 1012 ГК РФ). Из этого следует, что доверительный управляющий не рассматривается законом в качестве представителя учредителя доверительного управления. Заинтересованность доверительного управляющего в совершении сделки должна учитываться отдельно от заинтересованности участника общества - учредителя доверительного управления.
С заключением договора доверительного управления долей в уставном капитале общества доверительный управляющий не приобретает статуса участника общества. Поэтому установленный п. 1 ст. 45 Закона об ООО критерий, определяющий долю участия участника общества совместно с его аффилированными лицами (20% и более процентов голосов от общего числа голосов участников общества) для целей признания сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, к доверительному управляющему применен быть не может.
При этом в силу прочих положений п. 1 ст. 45 Закона об ООО доверительный управляющий будет признаваться заинтересованным в совершении обществом сделки, если он, его супруг, дети, неполнородные братья и сестры, усыновители и усыновленные и (или) их аффилированные лица:
- являются стороной сделки или выступают в интересах третьих лиц в их отношениях с обществом;
- владеют (каждый в отдельности или в совокупности) 20% и более процентами акций (долей, паев) юридического лица, являющегося стороной сделки или выступающего в интересах третьих лиц в их отношениях с обществом;
- занимают должности в органах управления юридического лица, являющегося стороной сделки или выступающего в интересах третьих лиц в их отношениях с обществом, а также должности в органах управления управляющей организации такого юридического лица; а также в иных случаях, определенных уставом общества.
При наличии хотя бы одного из перечисленных обстоятельств доверительный управляющий признается заинтересованным в совершении сделки, а соответствующая сделка - подлежащей одобрению в порядке, установленном ст. 45 Закона об ООО (за исключением случаев, установленных п. 4 ст. 45 Закона об ООО). Представляется, что, поскольку доверительный управляющий в этом случае является заинтересованным в совершении сделки, решение о ее одобрении он принять не вправе.
Если общество состоит из единственного участника, заинтересованность последнего в совершении сделки значения для действительности сделки иметь не будет, так как последняя не требует одобрения в силу абзаца третьего п. 6 ст. 45 Закона об ООО.
 
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Бахтина Анастасия

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей
 
8 ноября 2012 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

*(1) Обнаружить судебную практику, где бы прямо рассматривался затронутый вопрос, нам, к сожалению, не удалось. Понятие "лицо, имеющее право давать обществу обязательные для него указания" содержится также в п. 3 ст. 56 ГК РФ, ст. 2 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", однако ни в одной из этих норм его содержание не раскрывается. В связи с этим не исключено неединообразное толкование данного определения в судебной практике. По смыслу же ст. 45 Закона об ООО, доверительный управляющий, решения которого прямо влияют на совершаемые обществом действия, безусловно должен признаваться лицом, при наличии заинтересованности которого соответствующие сделки подлежат одобрению, а именно лицом, имеющим право давать обществу обязательные для него указания.

Все консультации данной рубрики