Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

29.11.2012
ВОПРОС:
Бюджетное учреждение культуры оказывает платные услуги населению. Чем отличаются виды услуг от видов деятельности? Если учреждение осуществляет один вид деятельности по ОКВЭД, то сколько будет услуг (одна услуга или несколько)?
ОТВЕТ:

Рассматривая данный вопрос, прежде всего построим "воронку" понятий, применяемых в документах, регулирующих деятельность бюджетных учреждений, руководствуясь принципом: от более широкого к более узкому.
1. Бюджетное учреждение создается в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий, соответственно, органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (п. 1 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", далее - Закон N 7-ФЗ).
Под "сферой" в данном случае понимается обширная область деятельности субъекта в определенном направлении.
2. В рамках определенной сферы бюджетное учреждение может осуществлять один или несколько видов деятельности, которые определяются в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом (п. п. 2, 4 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ).
Под "видами деятельности" здесь следует понимать деятельность бюджетного учреждения, которая:
- либо непосредственно направлена на достижение целей, ради которых создано учреждение;
- либо соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.
3. В рамках названных видов деятельности бюджетные учреждения выполняют работы, оказывают услуги (п.п. 3, 4 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ). При этом под "услугами" следует понимать деятельность учреждения, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.
Таким образом, деятельность бюджетного учреждения можно представить следующим образом:
Деятельность осуществляется в определенной сфере --> Детализируется видами деятельности --> Каждый вид деятельности детализируется работами (услугами).
Как видим, понятия "вид деятельности" и "услуга" не идентичны. В рамках одного вида деятельности учреждением может оказываться несколько услуг.
Выделение отдельных услуг в рамках определенного вида деятельности позволяет учредителю получить необходимую информацию, а учреждению правильно:
- определить размеры расчетных и расчетно-нормативных затрат на оказание конкретной услуги;
- проанализировать данные о фактических затратах на оказание данной услуги, объем спроса на данную услугу в предшествующие периоды;
- установить соответствие существующих и прогнозируемых цен на услугу её реальной себестоимости;
- отразить экономически оправданные и документально подтвержденные затраты в бухгалтерском и налоговом учете;
- оценить эффективность деятельности учреждения.
Конечно, формирование перечня услуг (в том числе платных), оказываемых бюджетными учреждениями, целесообразно осуществлять в соответствии с действующими классификаторами видов деятельности, услуг:
- Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2001 (ОКВЭД) (КДЕС Ред. 1) (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 06.11.2001 N 454-ст);
- Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2007 (ОКВЭД) (КДЕС Ред. 1.1) (введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.11.2007 N 329-ст);
- Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 (ОКУН) (принят и введен постановлением Госстандарта РФ от 28.06.1993 N 163);
- другими классификаторами и перечнями услуг, содержащимися в нормативных документах*(1).
Отметим, что применение классификаторов предпочтительнее еще и тем, что дальнейшую работу по совершенствованию перечней государственных (муниципальных) услуг, оказываемых в госсекторе, планируется осуществлять именно на основании данных, содержащихся в Общероссийских классификаторах.
В качестве иллюстрации к вышеизложенному и в порядке примера формирования перечня платных услуг, оказываемых бюджетным учреждением, рекомендуем Вам ознакомиться с "Перечнем платных услуг...", утвержденным постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 20.12.2011 N 948-П.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
государственный советник РФ 3 класса Семенюк Александр

Ответ прошел контроль качества

13 ноября 2012 г.



*(1) Смотрите, например:
- Базовый перечень государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) федеральными государственными учреждениями в сфере культуры, искусства, архивного дела, историко-культурного наследия, кинематографии, утвержденный приказом Министерства культуры РФ от 29.11.2011 N 1100;
- Ведомственный перечень государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) находящимися в ведении Министерства культуры Российской Федерации федеральными государственными учреждениями, в качестве основных видов деятельности, утвержденный приказом Министерства культуры РФ от 15.12.2010 N 781;
- Примерный перечень бюджетных услуг учреждений культуры клубного типа, предоставляемых на основе муниципального заказа, договоров с юридическими лицами и реализации заказов населения, приведенный в п. 5.1 "Методических рекомендаций...", утвержденных приказом Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 25.05.2006 N 229.

 

Все консультации данной рубрики