Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

14.07.2011
ВОПРОС:
В 2004 году органом местного самоуправления создано МУП в целях исполнения полномочий муниципального образования в сфере коммунального хозяйства. Такого рода организация является единственной в муниципальном образовании. Орган местного самоуправления ежегодно заключал с МУП договоры на выполнение работ по обслуживанию дорог и т.п. Объемы работ требуют заключения договоров на сумму более 100 тыс. руб. в квартал. Вправе ли муниципальный заказчик в данном случае размещать заказ у МУП, как у единственного поставщика, на основании п. 5 части 2 ст. 55 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Муниципальный контракт может быть заключен с муниципальным унитарным предприятием только по итогам размещения муниципального заказа, осуществленного в общеустановленном порядке.

Заключение муниципальных контрактов с муниципальным унитарным предприятиям на выполнение работ или услуг, как с единственным поставщиком, на основании, указанном в запросе, неправомерно.

Обоснование вывода:

Нормами Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) установлен единый порядок размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд и нужд бюджетных учреждений (ч. 1 ст. 1 Закона N 94-ФЗ). Он не распространяется только на услуги, оказываемые международными финансовыми организациями, перечень которых утверждается Правительством РФ (ч. 2 ст. 1 Закона N 94-ФЗ).

Под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков согласно ст. 5 Закона N 94-ФЗ понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном этим Законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов. Муниципальными заказчиками в силу ч. 1 ст. 4 Закона N 94-ФЗ выступают в том числе и органы местного самоуправления. Под муниципальными нуждами понимаются потребности в товарах, работах, услугах как муниципальных образований, так и самих муниципальных заказчиков, (ч. 2 ст. 3 Закона N 94-ФЗ).

Таким образом, органы местного самоуправления при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг должны руководствоваться положениями Закона N 94-ФЗ.

По правилам, установленным ч.ч. 1, 2 ст. 10 Закона N 94-ФЗ, размещение заказа осуществляется путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме, за исключением случаев, предусмотренных самим Законом N 94-ФЗ, когда размещение возможно путем проведения запроса котировок и у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

Каких-либо особых правил для случаев размещения заказа у унитарных предприятий, созданных самими заказчиками, законом не предусмотрено.

Под размещением заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) согласно ч. 1 ст. 55 Закона N 94-ФЗ понимается способ размещения заказа, при котором заказчик предлагает заключить контракт, а в случае, предусмотренном п. 14 ч. 2 этой статьи, контракт либо иной гражданско-правовой договор только одному поставщику (исполнителю, подрядчику).

Как видим, "единственным" поставщик, подрядчик, исполнитель именуется не потому, что это единственное лицо, которое на данной территории осуществляет соответствующую деятельность, а потому, что ему единственному предлагается заключение контракта, в отличие от случаев проведения торгов или запроса котировок.

Исчерпывающий перечень случаев, когда возможно размещение заказа у единственного поставщика, содержится в ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ.

В частности, в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ заказ размещается у единственного поставщика при возникновении у заказчика потребности в работах или услугах, выполнение или оказание которых может осуществляться исключительно органами исполнительной власти или подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями в соответствии с их полномочиями, установленными нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами субъекта РФ.

Как видим, возможность предоставления органами местного самоуправления исключительных полномочий на выполнение каких-либо работ, оказание каких-либо услуг муниципальным унитарным предприятиям в данном случае не предусматривалась и возможность размещения заказа у единственного поставщика на такой случай не установлена.

Таким образом, муниципальные контракты с муниципальным унитарным предприятием как с единственным поставщиком на основании п. 5 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ заключены быть не могут (смотрите, например, постановления ФАС Уральского округа от 29.12.2008 N Ф09-8334/08-С1, ФАС Западно-Сибирского округа от 12.03.2009 N Ф04-1364/2009(1876-А45-23), п. 14 раздела II Обзора практики Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа по рассмотрению споров, связанных с участием антимонопольных органов).

В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 8 Закона N 94-ФЗ участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, при этом участие в размещении заказов может быть ограничено только в случаях, предусмотренных Законом N 94-ФЗ и иными федеральными законами.

В связи с тем, что каких-либо ограничений для участия в размещении заказов законодательством о размещении заказа в отношении муниципальных унитарных предприятий не установлено, они вправе принять участие в размещении заказа на общих основаниях (смотрите, например, постановления: Седьмого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2009 N 07АП-2552/09, Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2009 N 12АП-8314/2009, Второго арбитражного апелляционного суда от 01.07.2008 N 02АП-2164/2008, Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2008 N 14АП-2163/2008, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2008 N 17АП-6692/08, Седьмого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2010 N 07АП-6954/10).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Котыло Игорь

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

Все консультации данной рубрики