Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Гражданское право

03.12.2012
ВОПРОС:
Организация осуществляет производство и продажу пива и пивных напитков, которые с недавних пор приравнены к алкоголю. Есть несколько складов, часть из них находится в собственности организации, а часть - арендована (срок аренды менее года).
В соответствии с абзацем вторым п. 2.3 ст. 11 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ оборот (за исключением розничной продажи) алкогольной продукции вправе осуществлять организации, имеющие соответствующие установленным требованиям складские помещения в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более.
Как трактовать данную норму: достаточно иметь в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде на срок год и более хотя бы один склад или закон требует, чтобы абсолютно все склады были в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде на срок год и более?
ОТВЕТ:

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Оборот алкогольной продукции (включая пиво) может осуществляться только через складские помещения, находящиеся у организации в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более.

Обоснование позиции:
Согласно абзацу второму п. 2.3 ст. 11 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) оборот (за исключением розничной продажи) алкогольной продукции вправе осуществлять организации, имеющие соответствующие установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти требованиям складские помещения в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более.
Как видно из приведенной нормы, это требование применяется к организациям, осуществляющим любую деятельность, связанную с оборотом (за исключением розничной продажи) алкогольной продукции, как лицензируемую, так и не требующую получения лицензии (в частности, деятельность по обороту пива).
При этом Закон N 171-ФЗ не конкретизирует, требуется ли для осуществления деятельности по обороту алкогольной продукции (включая пиво) лишь формальное соблюдение указанного требования (что означало бы возможность закупки, поставки и хранения алкоголя с использованием любых помещений, а не только тех, которые перечислены в п. 2.3 ст. 11 Закона N 171-ФЗ), либо же оборот алкогольной продукции (за исключением розничной продажи) может осуществляться только через объекты, названные в п. 2.3 ст. 11 Закона N 171-ФЗ.
Нам представляется верным последний из приведенных вариантов. Вывод этот, на наш взгляд, следует из аналогии с иными положениями Закона N 171-ФЗ и его общего смысла. Поясним подробнее.
В силу п. 1 ст. 18 Закона N 171-ФЗ определенные виды деятельности, связанные с оборотом алкогольной продукции, подлежат лицензированию. Согласно п. 19 ст. 19 Закона N 171-ФЗ в лицензии указываются в том числе места нахождения ее обособленных подразделений (независимо от того, отражено или не отражено их создание в учредительных и иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяются указанные подразделения), осуществляющих лицензируемые виды деятельности. В силу п. 20 ст. 19 Закона N 171-ФЗ действие лицензии на оборот алкогольной продукции, выданной организации, распространяется на деятельность ее обособленных подразделений только при условии указания в лицензии мест их нахождения. В случае изменения указанных в лицензии мест нахождения обособленных подразделений организации, окончания срока аренды производственного или складского помещения, используемого для осуществления лицензируемого вида деятельности, переоформление лицензии осуществляется на основании заявления организации с приложением подтверждающих это документов (п. 12 ст. 19 Закона N 171-ФЗ).
Из этого следует, что применительно к тем видам деятельности по обороту алкогольной продукции, для осуществления которых нужна лицензия, предусмотренные п. 2.3 ст. 11 Закона N 171-ФЗ (в их взаимосвязи с приведенными положениями этого закона) правила означают запрет на осуществление такой деятельности с использованием объектов, не соответствующих перечисленным в указанном пункте требованиям к складским помещениям.
Представляется, что приведенная аргументация свидетельствует о том, что аналогичные требования должны применяться и к деятельности по обороту пива. Однако, если несоблюдение указанных в п. 2.3 ст. 11 Закона N 171-ФЗ требований при осуществлении лицензируемой деятельности, очевидно, влечет для организации такие неблагоприятные последствия, как привлечение к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.17 КоАП РФ, и приостановление действия лицензии, то применительно к организациям, осуществляющим деятельность по обороту пива (которая не лицензируется в силу п. 1 ст. 18 Закона N 171-ФЗ), такие последствия, как нам представляется, могут наступить в виде административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ в случае неисполнения организацией выданного ей предписания об устранении соответствующих нарушений (ст. 23 Закона N 171-ФЗ).
К сожалению, каких-либо официальных разъяснений либо правоприменительной практики по заданному вопросу нам найти не удалось. В связи с этим рекомендуем обратиться за официальными разъяснениями по этому вопросу в Росалкогольрегулирование (пп. 6.3 п. 6 Положения о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 154).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Павлова Наталия

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

13 ноября 2012 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики