Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бухучет и отчетность

04.12.2012
ВОПРОС:
В арендуемом офисе произошел пожар. Причина пожара - неосторожное обращение с приборами электропитания сотрудниками арендатора.
По договору аренды арендатор обязуется восстановить за свой счет весь ущерб, который может быть причинен помещению в период аренды.
В акте пожарной инспекции, в частности, указано, что в результате пожара треснули окна и обуглились подоконники, в то же время организацией-арендодателем (собственником помещения) представлена справка, что ей не причинено материального ущерба. Арендатор понес затраты на устранение последствий пожара:
1. Монтаж и установка новых пластиковых окон - 17 440 руб., включая НДС. В акте выполненных работ по монтажу окон отдельно выделены стоимость окон и стоимость работ по их установке;
2. Уборка помещения после пожара - 89 200 руб. без НДС (организация, осуществившая работы по уборке помещения, применяет УСН).
Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете затраты на устранение последствий пожара?
ОТВЕТ:

По договору аренды здания (помещения как части здания) или сооружения арендодатель обязуется передать во временное владение и пользование или во временное пользование арендатору здание (помещение как часть здания) или сооружение (п. 1 ст. 650 ГК РФ).
Арендатор, в свою очередь, обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды (п. 2 ст. 616 ГК РФ).
По общему правилу вред, причиненный арендованному имуществу, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим этот вред (п. 1 ст. 1064 ГК РФ).
Если арендованное имущество утрачено или повреждено по вине работников арендатора, то нанесенный ущерб возмещается организацией-арендатором (п. 1 ст. 1068 ГК РФ).
При этом возмещение причиненного вреда по согласованию сторон может быть произведено в натуре (то есть может быть предоставлена вещь того же рода и качества, исправлена поврежденная вещь и т.п.) (ст. 1082 ГК РФ).
Иными словами, гражданское законодательство предусматривает обязанность арендатора, допустившего причинение вреда арендованному имуществу, возместить арендодателю причиненный ущерб. Способы и размер такого возмещения стороны могут определить исходя из конкретных обстоятельств, условий заключенных договоров, в том числе предусмотрев соответствующие обязанности по возмещению причиненного имуществу вреда непосредственно в договоре аренды либо заключив дополнительное соглашение к нему.
В рассматриваемой ситуации в соответствии с заключенным договором аренды на Вашу организацию (арендатора) возложена обязанность по восстановлению за счет своих средств всего ущерба, который может быть причинен помещению в период аренды.
В результате пожара в соответствии с актом пожарной инспекции арендованному помещению был нанесен ущерб (в частности треснули окна и обуглились подоконники). Соответственно, с учетом названных условий договора аренды полагаем, что замену Вашей организацией имущества, поврежденного в результате пожара, и ликвидацию последствий пожара, следует рассматривать в качестве возмещения арендодателю понесенного ущерба.
 
Бухгалтерский учет
 
В соответствии с п. 12 ПБУ 10/99 "Расходы организации" (далее - ПБУ 10/99) затраты на возмещение причиненных организацией убытков входят в состав прочих расходов. Указанные расходы принимаются к бухгалтерскому учету в суммах, признанных организацией-должником или присужденных судом (п. 14.2 ПБУ 10/99), на дату их признания либо вынесения решения суда соответственно (п. 16 ПБУ 10/99).
В рассматриваемой ситуации Ваша организация за свой счет устраняет последствия пожара в арендованном помещении. Соответственно, понесенные затраты должны быть отражены в составе расходов на дату их осуществления (дату актов приемки-передачи работ, выполненных сторонними организациями).
В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (далее - Инструкция по применению Плана счетов), для обобщения информации о прочих расходах предназначен счет 91 "Прочие доходы и расходы". При этом суммы возмещения ущерба, причиненного Вашей организацией арендодателю, отражаются по дебету счета 91, субсчет "Прочие расходы".
В отношении операции по замене окон отметим, что, поскольку в данном случае сторонняя организация, поставившая окна, выполняет работы по их монтажу, считаем целесообразным отнести всю сумму затрат по данной операции непосредственно на расходы (без учета стоимости окон в составе материалов).
Полагаем, что сумма "входного" НДС, предъявленного организацией, осуществившей замену окон, в данном случае на счете 19 "НДС по приобретенным ценностям" отражаться не будет, так как формирует собой сумму подлежащего возмещению арендодателю ущерба и к вычету при расчетах с бюджетом не принимается.
Таким образом, в данной ситуации схема бухгалтерских проводок может выглядеть следующим образом:
Дебет 91, субсчет "Прочие расходы" Кредит 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" (60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками") (17 440,00 руб.)
- отражены расходы на монтаж и установку новых пластиковых окон;
Дебет 76 (60) Кредит 51 (17 440,00 руб.)
- произведена оплата сторонней организации за монтаж и установку окон;
Дебет 91, субсчет "Прочие расходы" Кредит 76 (60) (89 200,00 руб.)
- отражены расходы на уборку помещения после пожара;
Дебет 76 (60) Кредит 51 (89 200,00 руб.)
- произведена оплата сторонней организации за уборку помещения.
 
Налог на прибыль
 
В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ организация вправе уменьшить полученные доходы на величину произведенных расходов. При этом расходы должны быть документально оформлены и экономически обоснованы. Кроме того, расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Расходы на возмещение причиненного ущерба учитываются в составе внереализационных расходов (пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ). Указанные расходы учитываются при расчете налога на прибыль на дату их признания должником (Вашей организацией) (пп. 8 п. 7 ст. 272 НК РФ).
В данном случае возмещение ущерба, причиненного арендованному помещению, производится в "натуральной" форме (Ваша организация за свой счет устраняет последствия пожара в арендованном помещении). Следовательно, расходы на возмещение ущерба, причиненного арендодателю, должны признаваться при расчете налога на прибыль по мере выполнения работ (своими силами или с привлечением сторонних организаций) по устранению последствий пожара.
Обратите внимание, что вышеназванные нормы ст.ст. 265 и 272 НК РФ не содержат указаний на наличие судебного акта как обязательного условия для включения суммы возмещения ущерба в состав расходов. Поэтому не обоснованы требования налоговых органов о включении в расходы возмещения ущерба только при признании его в судебном порядке (постановления ФАС Северо-Западного округа от 20.11.2008 N А05-10210/2007, Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2008 N 14АП-2292/2008, ФАС Центрального округа от 20.12.2006 N А54-1824/2006-С21).
Таким образом, добровольное возмещение ущерба (например, как в данном случае, в соответствии с условиями договора) также может быть учтено во внереализационных расходах на основании пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ. Аналогичной позиции придерживаются и специалисты Минфина России (смотрите, например, письма Минфина России от 01.03.2012 N 03-04-06/3-50, от 21.02.2012 N 03-04-06/6-41, от 02.08.2011 N 03-03-06/1/113).
Напомним, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются расходы в виде сумм налогов, предъявленных в соответствии с НК РФ налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав), если иное не предусмотрено НК РФ (п. 19 ст. 270 НК РФ).
Иными словами, в рассматриваемой ситуации сумма НДС (2660,34 рублей), предъявленная вашей организации компанией, которая производила установку новых окон, не может быть учтена при расчете налога на прибыль.
Соответственно, затраты на монтаж и установку новых окон будут учтены при расчете налога на прибыль в сумме 14 779,66 рублей (17 440,00 руб. - 2660,34 руб.), а затраты на уборку помещения - в полном объеме (89 200,00 рублей).
Обратите внимание, что указанные расходы на возмещение ущерба, понесенного арендодателем, должны быть документально подтверждены (п. 1 ст. 252 НК РФ) (например актом пожарной инспекции, документами, фиксирующими результаты проведенной по этому поводу инвентаризации и размер нанесенного ущерба, внутренним организационно-распорядительным документом, содержащим решение уполномоченного лица об устранении выявленных последствий пожара и другое).
 
К сведению:
При получении возмещения убытков от работников арендатор отражает в налоговом учете внереализационный доход (п. 3 ст. 250 НК РФ) на дату признания ущерба должником или на дату вступления в силу решения суда (пп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ).
 
НДС
 
Согласно п. 1 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории РФ.
Для применения вычета "входного" НДС необходимо соблюдение следующих условий (п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ):
- товары (работы, услуги), имущественные права должны быть приобретены для осуществления операций, облагаемых НДС;
- наличие надлежащим образом оформленного счета-фактуры;
- приобретенные товары (работы, услуги), имущественные права приняты на учет на основании надлежащим образом оформленных первичных документов.
С учетом норм ст. 146 НК РФ возмещение ущерба арендодателю не относится к приобретению товаров, работ или услуг для операций, облагаемых НДС. Следовательно, "входной" НДС, предъявленный организацией, осуществлявшей работы по монтажу и установке пластиковых окон, не может быть принят к вычету Вашей организацией.

 
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Самойлюк Ольга


Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член МоАП Мельникова Елена

16 ноября 2012 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

 

Все консультации данной рубрики