Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Налоги

06.12.2012
ВОПРОС:
Физическое лицо в форме пожертвования передало в собственность автономному образовательному учреждению, применяющему общий режим налогообложения, денежные средства. Пожертвование, полученное от физического лица, будет направлено на оплату коммунальных услуг, потребленных учреждением. Учреждение владеет имуществом на праве оперативного управления. Расходы на коммунальные услуги финансируются из бюджета только частично.
Носит ли данное пожертвование целевой характер? Подлежит ли налогообложению данная сумма?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Пожертвование, полученное от физического лица автономным образовательным учреждением и направленное на содержание учреждения (в частности на оплату коммунальных услуг), не подлежит обложению налогом на прибыль на основании п. 2 ст. 251 НК РФ при наличии документов, подтверждающих получение учреждением пожертвования и его целевого использования, а также раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.

Обоснование вывода:
Согласно п. 1 ст. 582 ГК РФ пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях.
Как следует из ст. 128 и п. 2 ст. 130 ГК РФ, в целях гражданского законодательства деньги относятся к вещам, в связи с чем могут являться предметом пожертвования.
Круг лиц, в пользу которых могут делаться пожертвования, ограничен. К таким лицам пунктом 1 ст. 582 ГК РФ отнесены, в частности, образовательные учреждения.
Кроме того, согласно п. 8 ст. 41 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" образовательное учреждение вправе привлекать в порядке, установленном законодательством РФ, дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом образовательного учреждения услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц.
В соответствии с п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления. К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, в том числе от других организаций и (или) физических лиц, использованные указанными получателями по назначению.
При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений (смотрите письма Минфина России от 10.05.2012 N 03-07-07/49, от 16.12.2011 N 03-11-06/2/179, от 05.08.2011 N 03-03-06/4/91, от 15.02.2011 N 03-03-06/4/10, от 07.10.2011 N 03-03-06/4/113, от 02.08.2010 N 03-03-06/4/72).
К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, в частности, относятся осуществленные в соответствии с законодательством РФ о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы, паевые вклады, а также пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с ГК РФ (пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ).
Согласно части 1 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон N 174-ФЗ) автономное учреждение является некоммерческой организацией.
Следовательно, нормы пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ применимы к автономному образовательному учреждению.
На основании части 7 ст. 2 Закона N 174-ФЗ автономное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными федеральными законами и уставом, путем выполнения работ, оказания услуг в сферах, указанных в части 1 ст. 2 Закона N 174-ФЗ.
Согласно части 4 ст. 4 Закона N 174-ФЗ финансовое обеспечение основной деятельности автономного учреждения осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и иных не запрещенных федеральными законами источников. При этом в соответствии с п. 1 ст. 26 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" одним из источников формирования имущества некоммерческих организаций являются добровольные имущественные взносы и пожертвования.
В соответствии со ст. 3 Закона N 174-ФЗ имущество автономного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с ГК РФ.
Согласно ст. 296 ГК РФ учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Следовательно, автономное учреждение, владея имуществом на праве оперативного управления, используя его в своей уставной деятельности, обязано его содержать и обеспечивать в том числе и коммунальными услугами.
Соответственно, обеспечение недвижимого имущества коммунальными услугами является необходимым условием для ведения обозначенной в уставе учреждения в качестве цели и предмета его деятельности.
Таким образом, по нашему мнению, пожертвование, получаемое от физического лица, направляемое на оплату коммунальных услуг, потребленных образовательным учреждением, не подлежит обложению налогом на прибыль.
Исходя из изложенного можно резюмировать, что для того, чтобы полученные денежные средства не включались в налоговую базу по налогу на прибыль образовательного учреждения, необходимо выполнение следующих условий:
- поступления должны быть квалифицированы как пожертвования в соответствии со ст. 582 ГК РФ;
- полученные средства должны быть использованы строго по назначению, указанному жертвователем (в рассматриваемом случае на оплату коммунальных услуг);
- учреждение должно вести раздельный учет доходов и расходов целевых поступлений и иных доходов и расходов.
В противном случае полученные денежные средства включаются в состав доходов для целей исчисления налога на прибыль.
Документами, подтверждающими получение учреждением культуры пожертвования и его целевое использование, по нашему мнению, являются:
- договор пожертвования;
- в случае безналичного перечисления платежное поручение, в котором в качестве назначения платежа указывается, что перечисляемые средства являются пожертвованием. Кроме того, может быть указана ссылка на договор или цель, на осуществление которой направляются денежные средства;
- первичные документы, подтверждающие произведенные расходы (например расчет потребления коммунальных услуг, платежные поручения на их оплату).
Также необходимо отметить, что в соответствии с п. 14 ст. 250 НК РФ налогоплательщики, получившие имущество (в том числе денежные средства) в рамках благотворительной деятельности (в том числе в виде благотворительной помощи и пожертвований), целевые поступления или целевое финансирование, по окончании налогового периода представляют в налоговую инспекцию по месту своего учета отчет о целевом использовании полученных средств по форме, утвержденной Минфином (смотрите письма Минфина России от 23.01.2012 N 03-03-07/3, от 23.11.2011 N 03-03-06/4/135, от 21.11.2011 N 03-03-06/4/134, письмо ФНС России от 20.12.2011 N ЕД-4-3/21637@ и другие).
Форма отчета является составной частью декларации по налогу на прибыль.
Начиная с отчетности за девять месяцев 2012 года декларация по налогу на прибыль организаций представляется по форме, утвержденной приказом ФНС России от 22.03.2012 N ММВ-7-3/174@. Данным приказом утвержден также Порядок заполнения указанной декларации (далее - Порядок) (смотрите письмо ФНС России от 15.06.2012 N ЕД-4-3/9882@).
Согласно п. 1.1 Порядка налогоплательщики при получении средств целевого финансирования, целевых поступлений и других средств, указанных в п.п. 1 и 2 ст. 251 НК РФ, при составлении Декларации за налоговый период заполняют лист 07.
Перечень имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования, используемый для заполнения листа 07 Декларации, указан в Приложении N 3 к Порядку.
Пожертвованиям, признаваемым таковыми в соответствии с гражданским законодательством РФ, указанным приложением присвоен вид кода деятельности 140.

К сведению:
Расходы, произведенные за счет пожертвования физического лица на осуществление уставной деятельности, не признаются в целях налогообложения прибыли как не соответствующие критериям, установленным п. 1 ст. 252 НК РФ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Башкирова Ираида

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член МоАП Горностаев Вячеслав

21 ноября 2012 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики