Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

18.07.2011
ВОПРОС:
Поставка оборудования детской площадки и его установка (сборка, монтаж) осуществляются в рамках одного муниципального контракта. Полученный объект (детская игровая площадка) предполагается учитывать в качестве одного инвентарного объекта. Каков порядок оплаты расходов по контракту (за счет какой статьи КОСГУ)? Как учреждению отразить в учете детскую игровую площадку?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Объект благоустройства - детская игровая площадка - может быть учтен учреждением в качестве отдельного объекта основных средств, а расходы по оплате соответствующего контракта отнесены на статью 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ.

Обоснование вывода:

Материальные объекты принимаются организацией к бюджетному учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются условия, перечисленные в п.п. 38, 39, 41 "Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета...", утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н):

* объект основных фондов используется в процессе деятельности учреждения при выполнении работ или оказании услуг, либо для управленческих нужд учреждения, находится в эксплуатации, запасе, на консервации, сдан в аренду;
* срок полезного использования объекта составляет более 12 месяцев;
* объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет предназначен для выполнения определенных самостоятельных функций или же речь идет об обособленном комплексе конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы;
* объект прямо не отнесен к материальным запасам согласно п. 99 Инструкции N 157н, не относится к материальным объектам, находящимся в пути или числящимся в составе незавершенных капитальных вложений, готовой продукции (изделий), товаров.

Единицей учета основных средств является инвентарный объект (п. 45 Инструкции N 157н). При этом инвентарным объектом основных средств может быть:

* объект со всеми приспособлениями и принадлежностями;
* отдельный конструктивно обособленный предмет;
* обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов.

Кроме того, комплекс конструктивно-сочлененных объектов может учитываться как самостоятельный инвентарный объект только в том случае, если для всех предметов, из которых он состоит, установлен общий срок полезного использования.

Детские игровые площадки являются объектами благоустройства. А учитывая приведенные выше положения Инструкции N 157н, представляется возможным сделать следующий вывод: объект благоустройства - детская игровая площадка - предназначен для выполнения самостоятельных функций и вполне обоснованно может учитываться в качестве отдельного объекта основных средств. При этом конкретный срок полезного использования такого объекта должен определяться в соответствии с положениями п. 44 Инструкции N 157н.

Обратите внимание, что анализ судебной практики1 и нормативных документов различных публично-правовых образований2 показывает, что такие объекты, как детские игровые площадки, как правило, учитываются в составе движимого имущества.

Применение КОСГУ

Расходы по оплате договоров на строительство, приобретение (изготовление) объектов, относящихся к основным средствам в соответствии с "Указаниями...", утвержденными приказом Минфина России от 28.12.2010 N 190н (далее - Указания N 190н), относятся на статью 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ.

Если в рамках договора (контракта) поставки оборудования детской площадки дополнительным условием является установка (сборка, монтаж) этого оборудования, оплата может быть полностью осуществлена за счет статьи 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ.

При этом документальное оформление такой поставки будет соответствующим: по результатам осуществления поставки в соответствии с постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132 будет оформлена товарная накладная (форма N ТОРГ-12), в которой будет указана стоимость оборудования, равная всей сумме, перечисленной бюджетным учреждением по контракту.

Если же товарная накладная будет оформлена на меньшую сумму, а стоимость установки оборудования детской площадки будет затем отражена в акте приема приема-передачи работ (услуг), заключенный учреждением договор (контракт) может быть квалифицирован в качестве смешанного.

При этом учреждение обоснованно может воспользоваться общим принципом отнесения расходов, установленным Указаниями N 190н, в соответствии с которым отнесение расходов на тот или иной код бюджетной классификации должно осуществляться прежде всего исходя из экономического содержания определенной хозяйственной операции.

Таким образом, если в рассматриваемой ситуации будет иметь место смешанный договор, расходы следует относить на соответствующие статьи (подстатьи) КОСГУ:

* 310 "Увеличение стоимости основных средств" - в части оплаты поставки имущества, переданного по товарной накладной;
* 226 "Прочие работы, услуги"3 - в части работ (услуг), принятых по акту.

На подстатью же 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ относятся расходы, связанные с содержанием (работы и услуги, осуществляемые с целью поддержания и (или) восстановления функциональных, пользовательских характеристик объекта), обслуживанием, ремонтом нефинансовых активов. Но в рассматриваемом случае речь идет не об объектах, принятых на баланс в качестве активов, а об объектах, учтенных в составе капитальных вложений, по которым еще не сформирована первоначальная стоимость.

Поэтому и отражение расходов на установку (сборку, монтаж) оборудования детской площадки по подстатье 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ будет необоснованным.

В заключение отметим, что аналогичным образом подобные расходы, согласно разъяснениям как специалистов уполномоченных органов5, должны были осуществляться и в прошлые годы.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Семенюк Александр

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Пименов Владимир

1 Постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2009 N 15АП-8720/2008, Седьмого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2009 N 07АП-7145/09.

2 Смотрите, например:
* Приложение N 1 к Закону Ямало-Ненецкого автономного округа от 03.12.2007 N 120-ЗАО;
* Пункт 7.3 "Положения...", утвержденного к постановлением мэра г. Иркутска от 13.08.2009 N 031-06-2761/9.

3 В соответствии с Указаниями N 190н расходы по оплате монтажных работ по оборудованию, требующему монтажа, в том случае, если данные работы не предусмотрены договорами поставки, договорами (государственными (муниципальными) контрактами) на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, дооборудование объектов, относятся на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ.

4 Письмо Федерального казначейства от 12.09.2008 N 42-7.1-15/2.2-418;
Вопрос: Просим разъяснить порядок применения статей классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов, при отражении расходов на монтаж, установку требующего соответствующих действий оборудования? Возможно ли для отражения расходов на эти цели применять подстатью 225 "Работы, услуги по содержанию имущества"? ("Бюджетный учет", N 11, ноябрь 2008 г.).

5 "Поступление и списание основных средств бюджетных учреждений" (Ю. Васильев, "Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", N 11, ноябрь 2008 г.);
Вопрос: По каким статьям проводить при размещении заказов затраты на проведение капитального ремонта с установкой и монтажом сопутствующего оборудования, систем (таких как вентиляция, телефонные сети и т.д.)? Требование казначейства: делить в контрактах по статьям оборудование - ст. 310 и работы ст. 225. Право ли казначейство? ("Менеджер здравоохранения", N 11, ноябрь 2008 г.).

Все консультации данной рубрики