Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

06.12.2012
ВОПРОС:
Согласно решению суда бюджетному учреждению (получателю субсидий) из бюджета, а также контрагентом (стороной по делу) возмещается ранее уплаченная госпошлина. Данная госпошлина была уплачена учреждением за счет лимитов бюджетных обязательств.
В рамках какого вида деятельности следует начислять возмещение госпошлины? Подлежит ли она перечислению в бюджет?
Какими бухгалтерскими записями отразить эти операции?
ОТВЕТ:

По общему правилу при возврате дебиторской задолженности прошлых лет, образовавшейся в рамках приносящей доход деятельности или за счет средств субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, обязанности по перечислению соответствующих сумм в доход бюджета у бюджетных (автономных) учреждений не возникает.
При этом поступление сумм возврата дебиторской задолженности (в том числе дебиторской задолженности прошлых лет) учитывается бюджетными (автономными) учреждениями как восстановление кассовых выплат с отражением по тем же кодам КОСГУ (кодам поступлений и выбытий, кодам субсидий), по которым ранее такие кассовые выплаты отражались в учете. При невозможности соотнести конкретное поступление с ранее произведенной выплатой поступление денежных средств отражается в учете по коду 180 "Прочие доходы" КОСГУ.
А вот поступающие в текущем финансовом году суммы в качестве возврата дебиторской задолженности прошлых лет, образовавшейся в рамках исполнения бюджетных смет, должны перечисляться в доход соответствующего бюджета (ст. 242 БК РФ). Соответственно, у бюджетных (автономных) учреждений возникает обязанность по перечислению в бюджет сумм возврата дебиторской задолженности прошлых лет, образовавшейся в период их деятельности в качестве получателей бюджетных средств.
Особенности организации бухгалтерского учета и формирования отчетности при принятии уполномоченными органами решения о предоставлении учреждению субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания приведены в Методических рекомендациях (далее - Методические рекомендации), прилагаемых к письмам Минфина России от 25.04.2011 N 02-06-07/1546, от 22.12.2011 N 02-06-07/5236.
Из содержания Методических рекомендаций недвусмысленно следует, что обязанности администратора доходов бюджета в отношении сумм доходных поступлений, сформированных в рамках бюджетной деятельности до перехода учреждения "на субсидию", возлагаются на орган власти (местного самоуправления), осуществляющий в отношении учреждения полномочия и функции учредителя. Соответственно, именно данные учредителя, являющегося администратором кассовых поступлений в бюджет, учреждение должно указывать в платежных (расходных) документах, оформляемых при перечислении сумм в доход бюджета.
Под суммами доходных поступлений в Методических рекомендациях подразумеваются остатки по счетам 1 205 00 000, 1 209 00 000. В то же время очевидно, что такое правило справедливо и для иных сумм дебиторской задолженности, сформированных в учете учреждения до "перехода на субсидию" (например для сумм дебиторской задолженности, числящейся на счетах 1 206 00 000, 1 208 00 000).
В учете учреждения (получателя субсидии) сумма дебиторской задолженности, подлежащая при возврате перечислению в доход бюджета, должна одновременно числиться:
- по дебету счетов, на которых она числилась в рамках исполнения бюджетной сметы, но с кодом вида деятельности 4 "Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания";
- по кредиту счета 4 303 05 000 "Расчеты по прочим платежам в бюджет".
Дополнительные бухгалтерские записи по отражению задолженности перед бюджетом на сумму дебиторской задолженности по кредиту счета 4 303 05 000 должны были осуществляться в корреспонденции со счетами:
- 4 401 30 000 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов" (при принятии решения о "переходе на субсидию" с 1 января финансового года, в межотчетный период);
- 4 304 06 000 "Расчеты с прочими кредиторами" (при принятии решения о "переходе на субсидию" в течение финансового года, с последующим списанием данных сумм при заключении счетов в ходе завершения текущего финансового года в дебет счета 4 401 30 000).
При отражении в своем учете дополнительной бухгалтерской записи по увеличению задолженности перед бюджетом учреждение должно было оформить соответствующую Справку (форма 0504833) в двух экземплярах. Один экземпляр данного документа должен был быть направлен учредителю, в обязанности которого входит администрирование доходов бюджета. На основании Справки (форма 0504833) учредитель должен был отразить в своем учете по дебету счета 205 00 "Расчеты по доходам" ожидаемые к поступлению доходы бюджета.
Однако даже в том случае, если подобные действия не предпринимались или же задолженность перед бюджетом в учете не отражалась, денежные средства, поступившие бюджетному учреждению (получателю субсидии) в счет погашения дебиторской задолженности прошлых лет, образовавшейся в рамках бюджетной деятельности, все равно необходимо перечислить в бюджет.
При этом в учете учреждения должны быть оформлены бухгалтерские записи по отражению задолженности перед бюджетом в порядке, согласованном с учредителем (например, сумма задолженности может быть сразу отнесена на финансовый результат в дебет счета 401 00 или же может быть учтена по дебету счета 304 06 и списана на финансовый результат в конце года).
Кроме того, так как в рассматриваемой ситуации задолженность перед бюджетом не отражалась, в целях документального оформления сведений о возмещаемой задолженности, по нашему мнению, может быть использовано Извещение (форма 0504805).
Бюджетным учреждение при этом могут быть совершены, например, следующие действия и оформлены бухгалтерские записи в соответствии с положениями Инструкции N 174н:
1. Дебет 4 205 41 660 Кредит 4 401 10 180
- отражена сумма возврата госпошлины (дебиторской задолженности прошлых лет).
2. Дебет 4 401 10 180 Кредит 4 303 05 730
- на основании Справки (форма 0504833) отражена задолженность учреждения по перечислению в доход бюджета;
3. Бюджетное учреждение уведомляет учредителя о сумме входящего остатка по расчетам с бюджетом в части обязательств учреждения по перечислению в доход бюджета задолженности прошлых лет;
4. Дебет 4 201 11 510 Кредит 4 205 41 660
- на лицевой счет учреждения поступили средства возмещаемой госпошлины (одновременно отражено увеличение на забалансовом счете 17 "Поступления денежных средств на счета учреждения");
5. Дебет 4 303 05 830 Кредит 4 201 11 610
- погашена задолженность учреждения перед бюджетом (одновременно отражено увеличение на забалансовом счете 18 "Выбытия денежных средств со счетов учреждения").

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария

Ответ прошел контроль качества

19 ноября 2012 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики