Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Гражданское право

11.12.2012
ВОПРОС:
Не противоречит ли действующему законодательству о государственном регулировании производства и оборота алкогольной продукции приобретение технологического оборудования для производства алкогольной продукции (пива) по договору лизинга?
ОТВЕТ:

Согласно п. 6 ст. 8 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) не допускается аренда основного технологического оборудования для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Аналогичный запрет содержится и в п. 1 ст. 26 данного Закона. Пиво относится к числу алкогольной продукции (пп. 13.1 ст. 2 Закона N 171-ФЗ), соответственно, указанный запрет распространяется и на случаи аренды основного технологического оборудования для производства пива. Нарушение указанного запрета влечет административную ответственность на основании ч. 4 ст. 14.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях (постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 02.03.2011 N 02АП-819/2011).
Отметим, что в силу п. 1 ст. 8 Закона N 171-ФЗ перечень видов основного технологического оборудования для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции утверждается Правительством РФ.
Указанный перечень был утвержден распоряжением Правительства РФ от 13.01.2006 N 17-р.
Следовательно, установленный п. 6 ст. 8 и п. 1 ст. 26 Закона N 171-ФЗ запрет распространяется на аренду видов оборудования, включенных в указанный перечень.
Что касается возможности приобретения такого оборудования по договору лизинга организацией, осуществляющей деятельность по производству алкогольной продукции, считаем необходимым отметить следующее.
Имеющееся в настоящее время незначительное количество судебных дел, в которых затрагивался рассматриваемый вопрос, не дает достаточных оснований для вывода о том, что по этому вопросу в правоприменительной практике сложилась определенная правовая позиция. Вместе с тем нельзя не отметить точку зрения, сформулированную в постановлении Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2011 N 19АП-2817/10 и оставившем его без изменений постановлении ФАС Центрального округа от 15.11.2011 N Ф10-3332/10 (определением ВАС РФ от 29.02.2012 N ВАС-8350/11 в передаче данного постановления в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано). В указанных судебных актах суды рассмотрели ситуацию, связанную с заключением в отношении технологического оборудования, используемого для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, договора так называемого "возвратного" лизинга, по условиям которого приобретаемое лизингодателем имущество передается лизингополучателю, одновременно выступающему в качестве продавца. Судьи сделали вывод об отсутствии нарушения в рассмотренной ими ситуации правил п. 6 ст. 8 и ст. 26 Закона N 171-ФЗ.
ФАС Центрального округа в упомянутом постановлении, в частности, отметил, что договор лизинга (финансовой аренды), целью которого являются приобретение и передача в лизинг технологического оборудования, по его цели и предмету не может оцениваться как договор аренды технологического оборудования; поскольку Закон N 171-ФЗ содержит нормы, запрещающие прямую аренду технологического оборудования, но не содержит запретов лизинга такого оборудования, кассационная коллегия не считает возможным расширительно толковать упомянутую норму закона и признавать ничтожным договоры лизинга, предметом которых является технологическое оборудование для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Однако судебные инстанции сделали свои выводы с учетом конкретных обстоятельств рассмотренной ими ситуации. Так, позиция, которую занял ВАС РФ в определении от 29.02.2012 N ВАС-8350/11, во многом основывалась на том, что в спорной ситуации в результате совершения сделок в рамках отношений лизинга имущество, являющееся предметом сделок, фактически осталось у лица, выступающего одновременно в качестве и продавца, и лизингополучателя в рамках лизингового правоотношения и имеющего соответствующие лицензии для осуществления деятельности, регулируемой Законом N 171-ФЗ.
Кроме того, вывод о нераспространении запрета, установленного Законом N 171-ФЗ, на отношения по договору лизинга, изложенный в постановлении ФАС Центрального округа от 15.11.2011 N Ф10-3332/10, с нашей точки зрения, может быть поставлен под сомнение. Договор финансовой аренды (лизинга) является видом договора аренды. Поскольку иное не установлено правилами ГК РФ о договоре лизинга, к этому договору применяются общие положения ГК РФ об аренде (ст. 625 ГК РФ). Согласно п. 1 ст. 607 ГК РФ законом могут быть установлены виды имущества, сдача которого в аренду не допускается или ограничивается. По нашему мнению, запрет аренды основного технологического оборудования для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, установленный Законом N 171-ФЗ, относится к случаям, на которые указывает п. 1 ст. 607 ГК РФ. Невозможность применения п. 1 ст. 607 ГК РФ и п. 6 ст. 8, ст. 26 Закона N 171-ФЗ к отношениям лизинга не следует из положений параграфа 6 главы 34 ГК РФ о финансовой аренде (лизинге). Исходя из буквального прочтения п. 6 ст. 8 и ст. 26 Закона N 171-ФЗ эти нормы должны применяться ко всем видам аренды, и распространение их на договор лизинга не может означать их расширительного толкования.
Поэтому мы полагаем, что приобретение основного технологического оборудования для производства алкогольной продукции (в том числе для производства пива) по договору лизинга может быть основанием для вывода о нарушении со стороны организации запрета, установленного п. 6 ст. 8 и п. 1 ст. 26 Закона N 171-ФЗ и применения к ней мер административной ответственности.
Вместе с тем считаем необходимым отметить, что при возникновении спора по рассматриваемому вопросу суд примет решение исходя из всех обстоятельств, имеющих значение в конкретной ситуации.
Кроме того, подчеркнем, что изложенная точка зрения является нашим экспертным мнением. Официальных разъяснений уполномоченных органов по данному вопросу нам найти не удалось, поэтому во избежание возможных претензий со стороны контролирующих органов рекомендуем обратиться за разъяснениями в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование), которая уполномочена давать разъяснения в указанной сфере (п. 6.3 Положения о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 154).
 
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел
 
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Барсегян Артем
 
23 ноября 2012 г. 
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики