Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бухучет и отчетность

12.12.2012
ВОПРОС:
Организацией в связи с началом продаж новой продукции (товара) выпущена печатная продукция (рекламные плакаты стоимостью до 100 руб. и буклеты стоимостью свыше 100 руб.). Раздача данной печатной продукции будет осуществляться, например, в торговых центрах.
Как данные расходы отражаются в бухгалтерском и налоговом учете?
Как следует учитывать расходы на маркетинг?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Расходы на рекламу, а также расходы по договору на оказание маркетинговых услуг учитываются в бухгалтерском учете в составе расходов по обычным видам деятельности, а в налоговом учете - в составе прочих расходов.
Расходы на приобретение печатной продукции рекламного характера, а также расходы на маркетинг в целях налогообложения прибыли не нормируются.
 
Обоснование вывода:
С учетом норм ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" раздача печатной продукции будет рекламной акцией при условии выполнения следующих условий:
- целью понесенных расходов должно быть донесение до потребителя информации о юридическом лице, товарах и т.п. Причем не важно, в каком виде доносится эта информация;
- акция должна формировать и поддерживать интерес к производителю или продавцу, товарам, а также способствовать реализации товаров;
- акция должна быть направлена на неопределенный круг лиц.
Работники Федеральной антимонопольной службы, рассмотрев обращение Федеральной налоговой службы, разъяснили, что под понятием "неопределенный круг лиц", применяемым в законодательстве РФ о рекламе, понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования (письмо ФАС России от 05.04.2007 N АЦ/4624). В частности, в указанном письме говорится, что такой признак рекламной информации как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.
Как следует из вопроса, печатная продукция, содержащая информацию о товаре, раздается в торговых центрах. Принимая во внимание изложенное выше, полагаем, что такую раздачу следует рассматривать в качестве рекламной акции.
 
Бухгалтерский учет
 
Приобретенная рекламная продукция учитывается покупателем в составе материально-производственных запасов на основании п. 2 ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов" (далее - ПБУ 5/01).
Рекламные материалы, на основании полученных первичных документов, принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости (п. 5 ПБУ 5/01).
Как предусмотрено п. 6 ПБУ 5/01, фактической себестоимостью материально-производственных запасов, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ).
В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ в случае приобретения товаров, используемых для операций по производству и (или) реализации товаров, не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения), суммы НДС, предъявленные покупателю при приобретении товаров, учитываются в стоимости таких товаров.
В силу пп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежат обложению НДС на территории РФ операции по передаче в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают 100 руб.
Таким образом, НДС, предъявленный Вашей организации при приобретении рекламной продукции стоимостью менее 100 руб. за единицу, используемой для передачи неопределенному кругу лиц в рамках рекламной акции, учитывается в стоимости данной продукции.
Согласно пп. 5 и 7 ПБУ 10/99 "Расходы организации" (далее - ПБУ 10/99) расходы на рекламу являются расходами по обычным видам деятельности.
Также расходами по обычным видам деятельности признаются и расходы по договору на оказание маркетинговых услуг.
Учитывая изложенное, в анализируемой ситуации в учете Вашей организации будут сделаны следующие записи:
- в части рекламной продукции стоимостью менее 100 руб.:
Дебет 10 Кредит 60
- оприходованы рекламные материалы по стоимости с учетом НДС;
Дебет 44 Кредит 10
- стоимость рекламных материалов учтена в расходах;
- в части рекламной продукции стоимостью более 100 руб.:
Дебет 10 Кредит 60
- оприходованы рекламные материалы по стоимости без НДС;
Дебет 19 Кредит 60
- выделен НДС;
Дебет 68, субсчет "НДС" Кредит 19
- НДС принят к вычету;
Дебет 44 Кредит 10
- стоимость рекламных материалов учтена в расходах;
Дебет 91, субсчет "Прочие расходы" Кредит 68, субсчет "НДС"
- начислен НДС в связи с раздачей рекламной продукции стоимостью более 100 руб.;
- в части расходов на маркетинг:
Дебет 20 (26, 44) Кредит 60
- признаны расходы на маркетинг;
Дебет 19 Кредит 60
- выделен НДС;
Дебет 68, субсчет "НДС" Кредит 19
- НДС принят к вычету;
 
Налог на прибыль
 
Подпункт 28 п. 1 ст. 264 НК РФ определяет, что в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, учитываются расходы на рекламу, в том числе производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика. Данные расходы признаются с учетом положений п. 4 ст. 264 НК РФ.
В свою очередь, п. 4 ст. 264 НК РФ устанавливает, что к расходам организации на рекламу в целях главы 25 НК РФ относятся:
- расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и информационно-телекоммуникационные сети;
- расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
- расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.
Расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные в абзацах втором-четвертом настоящего пункта, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.
Как видим, понесенные Вашей организацией расходы поименованы в абзаце 4 п. 4 ст. 264 НК РФ. Следовательно, они учитываются в целях налогообложения в размере фактических затрат.
В качестве документального подтверждения рекламных расходов могут выступать, например, следующие документы:
- план рекламной акции или иной подобный документ;
- приказ руководителя о проведении мероприятия с указанием его цели;
- смета расходов;
- договор на изготовление рекламных материалов;
- товарные накладные, подтверждающие стоимость приобретенной печатной продукции;
- отчет о проведении рекламного мероприятия;
- акт на списание материальных ценностей, использованных в ходе рекламной кампании.
Что касается расходов на маркетинг, то здесь необходимо учитывать следующее.
В настоящее время глава 25 НК РФ не раскрывает понятия маркетинговых услуг.
В письмах ФНС России от 20.02.2006 N ММ-6-03/183@ (согласовано с Минфином России) и от 21.07.2006 N 03-4-03/1379@ разъясняется, что в целях применения пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ к маркетинговым услугам, выполняемым в рамках договора на оказание услуг, могут быть отнесены услуги, поименованные в подгруппе 74.13.1 группы 74.13 класса 74 "Предоставление прочих видов услуг" ОКВЭД.
Полагаем, что сделанные работниками налогового ведомства выводы можно использовать и в отношении налогообложения прибыли.
Подгруппа 74.13.1 включает в себя услуги по исследованию конъюнктуры рынка, а именно изучение потенциальных возможностей рынка, приемлемости продукции, осведомленности о ней и покупательских привычках потребителей в целях продвижения товара и разработки новых видов продукции, включая статистический анализ результатов.
Подпункт 27 п. 1 ст. 264 НК РФ предусматривает, что в состав прочих расходов включаются расходы на текущее изучение (исследование) конъюнктуры рынка, сбор информации, непосредственно связанной с производством и реализацией товаров (работ, услуг).
В свою очередь, расходы на консультационные и иные аналогичные услуги также включаются в состав прочих расходов (пп. 15 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Финансовое ведомство (смотрите, например, письмо Минфина России от 17.12.2010 N 03-07-08/367), указывает, что перечень прочих расходов является открытым и включает в себя расходы на консультационные и иные аналогичные услуги, а также расходы на текущее изучение (исследование) конъюнктуры рынка, сбор информации, непосредственно связанной с производством и реализацией товаров (работ, услуг). Учитывая изложенное, расходы по договору на оказание маркетинговых услуг учитываются в целях налогообложения прибыли в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией при условии их соответствия положениям ст. 252 НК РФ.
Иными словами, расходы по договору на оказание маркетинговых услуг Ваша организация может учитывать в составе прочих расходов как по пп. 15 п. 1 ст. 264 НК РФ, так и по пп. 27 п. 1 ст. 264 НК РФ при условии, что данные расходы экономически обоснованы и документально подтверждены.
Из определений Конституционного Суда РФ от 04.06.2007 N 366-О-П и N 320-О-П следует, что обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности. При этом речь идет именно о намерениях и целях (направленности) этой деятельности, а не о ее результате.
Понесенные Вашей организацией расходы на изучение (исследование) конъюнктуры рынка, на котором будет продаваться новый вид товара, сбор сопутствующей информации, на наш взгляд, свидетельствуют о намерениях продавца получить экономический эффект в результате предпринимательской деятельности.
В этой связи мы полагаем, что расходы по договору на оказание маркетинговых услуг могут быть учтены при расчете налоговой базы по налогу на прибыль. Обращаем Ваше внимание, что расходы на консультационные и иные аналогичные услуги, а также расходы на текущее изучение (исследование) конъюнктуры рынка, сбор информации, непосредственно связанной с производством и реализацией товаров, не нормируются, т.е. признаются в целях налогообложения прибыли в размере фактических затрат.
Вместе с тем, если из формулировок договора следует, что фактически организации-заказчику оказывались услуги рекламного характера, то в этом случае данные расходы подлежат нормированию в размере 1% выручки от реализации. Аналогичные выводы были сделаны, например, в постановлении Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.01.2011 N 16АП-2906/2010.
Для документального подтверждения данных расходов, по нашему мнению, целесообразно иметь договор с исполнителем, акт оказанных услуг, заключение (отчет) исполнителя по маркетинговым исследованиям.
 
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член МоАП Завьялов Кирилл
 
Ответ прошел контроль качества
 
22 ноября 2012 г. 
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

 

Все консультации данной рубрики