Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Гражданское право

12.12.2012
ВОПРОС:
Каков порядок проведения проверки юридического адреса организации?
ОТВЕТ:

Сразу отметим, что гражданское законодательство не содержит понятия "юридический адрес". Обычно под юридическим адресом подразумевают адрес, который указан в учредительных документах организации в качестве места нахождения организации и в ЕГРЮЛ.
Как установлено п. 2 ст. 54 ГК РФ, место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Согласно подп. "в" п. 1 ст. 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08.08.2001 N 129-ФЗ (далее - Закон N 129-ФЗ) в ЕГРЮЛ содержатся сведения и документы об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом. Указанные сведения вносятся в ЕГРЮЛ на основании документов, представленных при государственной регистрации (п. 4 ст. 5, п. 2 ст. 8 Закона N 129-ФЗ). В случае изменения данных о месте нахождения юридическое лицо обязано сообщить об этом в регистрирующий орган (п. 5 ст. 5 Закона N 129-ФЗ).
За непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством РФ (п. 1 ст. 25 Закона N 129-ФЗ). Таким образом, ответственность за достоверность содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о месте нахождения юридического лица возложена на это юридическое лицо (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 22.05.2012 N Ф08-2398/12).
ФНС России в письме от 27.05.2005 N ЧД-6-09/440 (раздел VII) рекомендовала налоговым органам проверять достоверность сведений, содержащихся в государственном реестре. При выявлении недостоверных сведений либо заведомо ложных сведений регистрирующий орган привлекает должностное лицо юридического лица к административной ответственности, предусмотренной частями 3, 4 ст. 14.25 КоАП РФ.
Частью 3 ст. 14.25 КоАП РФ установлена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление, или представление недостоверных сведений о юридическом лице в орган, осуществляющий государственную регистрацию в случаях, если такое представление предусмотрено законом, а ч. 4 той же статьи - за представление документов, содержащих заведомо ложные сведения.
Согласно позиции ФНС РФ, отраженной в письме от 13.09.2005 N ЧД-6-09/761@ "О применении дисквалификации в качестве санкции за нарушение законодательства о государственной регистрации", термин "заведомо ложные" означает однозначную осведомленность о ложности, недостоверности представляемых в регистрирующий орган сведений, например, при представлении сведений об адресе места нахождения юридического лица (фактическое отсутствие юридического лица по месту нахождения, указанному в заявлении при государственной регистрации).
В силу ч. 1 ст. 23.61 КоАП РФ рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ, возложено на налоговые органы, как органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (п. 5.3.1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506).
Решение вопроса о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ является прерогативой судей (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ), но протоколы о совершении данного административного правонарушения имеют право составлять только должностные лица органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, т.е. налоговые органы (в отношении коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей).
Поводы к возбуждению дел об административных правонарушениях перечислены в ст. 28.1 КоАП РФ. К ним относится и непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Таким образом, налоговые органы вправе проверить достоверность сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, внесенных в него на основании представленных юридическим лицом данных. Каких-либо нормативных актов, регулирующих порядок проведения таких проверок, нам найти не удалось. На практике налоговые органы при проведении рассматриваемых проверок составляют акт обследования адреса местонахождения юридического лица. Указанный акт служит основанием для возбуждения дела об административном правонарушении и принимается судами при рассмотрении споров (смотрите, например, постановление ФАС Центрального округа от 31.01.2012 N Ф10-5361/11; решения Арбитражного суда Свердловской области от 08.11.2012 по делу N А60-36605/2012 (смотрите в Интернете на сайте: http://arbitr.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm?sid=141593).
По нашему мнению, проверки достоверности адреса места нахождения юридического лица необязательно должны проводиться налоговым органом в рамках мероприятий налогового контроля, определенных Налоговым кодексом РФ. Такие проверки налоговые органы вправе осуществлять и в качестве регистрирующего органа в соответствии с полномочиями, предоставленными им Законом N 129-ФЗ.
 
К сведению:
Обращаем Ваше внимание, что в целях проведения налогового контроля организации подлежат постановке на учет в налоговых органах как по месту ее нахождения, так и по месту нахождения всех ее обособленных подразделений (п. 1 ст. 83 НК РФ). Согласно пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ налогоплательщик обязан сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения сведения обо всех обособленных подразделениях в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения. Постановка на учет в налоговых органах организации по месту нахождения ее обособленных подразделений (за исключением филиала, представительства) осуществляется налоговыми органами на основании представленных организацией указанных сведений в течение 5 дней со дня их получения (п. 4 ст. 83, п. 2 ст. 84 НК РФ).
Таким образом, при осуществлении более одного месяца деятельности вне места нахождения юридического лица, указанного в ЕГРЮЛ, организация обязана уведомить налоговый орган о создании обособленного подразделения.
В связи с несообщением сведений о создании обособленного подразделения организация может быть привлечена к налоговой ответственности за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 126 НК РФ), а ее должностное лицо - к административной ответственности за то же нарушение на основании ст. 15.6 КоАП РФ.
 
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Карасевич Любовь
 
Ответ прошел контроль качества
 
22 ноября 2012 г. 
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

 

Все консультации данной рубрики