Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бухучет и отчетность
-
13.12.2012
- С 2013 года упразднена обязанность применять в учете унифицированные формы первичных документов, организации должны самостоятельно разработать и утвердить в учетной политике формы первичных учетных документов.
При поступлении первичных документов от поставщика как узнать, что эти бланки им утверждены?
Какие негативные последствия могут быть у покупателей, если бланки поступивших первичных документов не утверждены поставщиком?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Все поступающие после 01.01.2013 документы от контрагентов должны соответствовать требованиям действующего законодательства РФ, в частности содержать все необходимые для первичных учетных документов реквизиты. Формы документов утверждаются в учетной политике каждой организации. Если документы от контрагента имеют все необходимые реквизиты, то они считаются составленными надлежащим образом и расходы по ним полностью принимаются для целей бухгалтерского и налогового учета. Никаких негативных последствий в этом случае не возникает.
Обоснование вывода:
В связи с принятием Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) и введением его в действие с 01.01.2013 произошли изменения и в требованиях к составлению первичных учетных документов.
Одно из основных изменений - это упразднение обязанности применять в учете унифицированные формы первичных документов. Как следствие отсутствия требований о применении унифицированных форм первичных документов, ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ прямо предусматривает, что формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Таким образом, организации должны самостоятельно разработать и утвердить в учетной политике на 2013 год формы первичных учетных документов.
Требования к обязательным реквизитам первичных учетных документов не изменились. Они утверждены ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ. В соответствии с данным перечнем обязательными реквизитами первичного учетного документа являются:
1) наименование документа;
2) дата составления документа;
3) наименование экономического субъекта, составившего документ;
4) содержание факта хозяйственной жизни;
5) величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
6) наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность ее оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за правильность оформления свершившегося события;
7) подписи лиц, предусмотренных п. 6 настоящей статьи, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
Следовательно, с 2013 года все организации должны будут включить в свою учетную политику как для целей бухгалтерского, так и для целей налогового учета, специальный раздел, содержащий формы исходящих документов. Можно будет самостоятельно разработать формы учетных документов, а можно взять за основу действующие в настоящее время унифицированные формы, исключив множество ненужных в данной конкретной организации реквизитов.
Все поступающие документы от контрагентов, в том числе отличающиеся от привычных унифицированных форм, необходимо будет проверять на наличие обязательных реквизитов. С 01.01.2013 документ будет считаться соответствующим требованиям законодательства РФ только в случае соответствия его критериям, установленным ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Дружинина Светлана
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Палаты налоговых консультантов Титова Елена
27 ноября 2012 г.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним