Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Налоги

14.12.2012
ВОПРОС:
Организация (заказчик), применяющая общую систему налогообложения, заключила договор с другой организацией, которая предоставляет ей возможность участвовать в торгах, проводимых в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме, и связанных с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд и нужд бюджетных учреждений. Сотрудник данной организации ищет возможные варианты, и от имени первой организации подписывает документы. Если контракт будет заключен, то организация, оказывающая услуги, получает причитающийся ей процент. При этом договорные отношения у заказчика с сотрудником данной организации отсутствуют. Для участия в торгах (совершения необходимых хозяйственных операций) организация-заказчик оплатила изготовление сертификатов ключей, создание USB-ключа электронной подписи и передала его данному сотруднику.
Можно ли расходы на изготовление сертификатов ключей подписей, создание ключей учесть в целях налогообложения прибыли?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Данные расходы возможно учесть в целях налогообложения прибыли.

Обоснование вывода:
Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик вправе уменьшить полученные доходы на сумму произведенных расходов. Расходами признаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком.
Понятие обоснованности НК РФ в настоящее время не раскрывает.
Из определений Конституционного Суда РФ (далее - КС РФ) от 04.06.2007 N 366-О-П и N 320-О-П следует, что обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности. При этом речь идет именно о намерениях и целях (направленности) этой деятельности, а не о ее результате.
Официальные органы при оценке обоснованности тех или иных расходов также рекомендуют учитывать правовую позицию КС РФ (смотрите, например, письма Минфина России от 08.11.2011 N 03-03-06/1/730, УФНС России по г. Москве от 03.08.2011 N 16-15/076336@).
Следовательно, если понесенные Вашей организацией расходы свидетельствуют о намерениях получить экономический эффект в результате предпринимательской деятельности, то они могут быть учтены в целях налогообложения прибыли.
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд и нужд бюджетных учреждений, регулируются Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ).
Пункт 1 части 1 ст. 10 Закона N 94-ФЗ определяет, что размещение заказа может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме.
Из положений части 4 ст. 16 Закона N 94-ФЗ следует, что для регистрации на официальном сайте www.zakupki.gov.ru требуется сертификат ключа электронно-цифровой подписи.
В соответствии со ст. 3 действующего в настоящее время Федерального закона от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" (далее - Закон N 1-ФЗ) сертификат ключа подписи - документ на бумажном носителе или электронный документ с электронной цифровой подписью уполномоченного лица удостоверяющего центра, которые включают в себя открытый ключ электронной цифровой подписи и которые выдаются удостоверяющим центром участнику информационной системы для подтверждения подлинности электронной цифровой подписи и идентификации владельца сертификата ключа подписи.
В свою очередь, владелец сертификата ключа подписи - физическое лицо, на имя которого удостоверяющим центром выдан сертификат ключа подписи и которое владеет соответствующим закрытым ключом электронной цифровой подписи, позволяющим с помощью средств электронной цифровой подписи создавать свою электронную цифровую подпись в электронных документах (подписывать электронные документы).
Пункт 2 ст. 4 Закона N 1-ФЗ определяет, что участник информационной системы может быть одновременно владельцем любого количества сертификатов ключей подписей.
Действующее законодательство не содержит императивного правила, согласно которому сертификат ключа подписи может быть выдан лишь сотруднику организации, в интересах которой используется электронная подпись. В этой связи мы полагаем, что владельцем такого сертификата может быть любое уполномоченное этой организацией лицо. Например, сотрудник юридического лица, оказывающего на основании договора посреднические услуги, связанные с участием в электронных торгах.
Полномочия указанного физического лица могут следовать, например, из доверенности (п. 1 ст. 182 ГК РФ, п. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи").
Пункт 1 ст. 185 ГК РФ определяет, что доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами.
Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации (п. 5 ст. 185 ГК РФ).
При наличии доверенности, выданной от имени Вашей организации, работник юридического лица, оказывающего на основании договора услуги, связанные с участием в электронных торгах, является соответствующим (уполномоченным) лицом, ответственным за совершение хозяйственной операции.
Принимая во внимание изложенное, а также учитывая, что расходы осуществлены с целью участия в аукционе, а значит, с целью заключения контракта на поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг), считаем, что указанные Вами расходы могут быть признаны в целях налогообложения прибыли.
При признании данных расходов необходимо также учитывать следующее.
Изготовление сертификатов ключей подписей, создание ключей электронной подписи, а также предоставление участникам процесса иных услуг отнесены к деятельности так называемых "удостоверяющих центров" (п. 1 ст. 9 Закона N 1-ФЗ). Таким образом, считаем, что изготовление сертификатов ключей, создание USB-ключа являются услугами, оказываемыми удостоверяющим центром.
Поэтому, на наш взгляд, такие расходы могут быть признаны в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании:
- подпункта 14 п. 1 ст. 264 НК РФ как расходы на оплату информационных услуг;
- подпункта 25 п. 1 ст. 264 НК РФ как расходы на оплату услуг вычислительных центров, а также информационных систем (СВИФТ, Интернет и иные аналогичные системы)
- подпункта 49 п. 1 ст. 264 НК РФ как другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией.
К сожалению, разъяснениями уполномоченных органов, данными в ситуациях, подобных Вашей, мы не располагаем.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член МоАП Завьялов Кирилл

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена

27 ноября 2012 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики