Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

20.12.2012
ВОПРОС:
Путем запроса котировок был размещен заказ на ограждение территории забором. При выполнении работ выяснилось, что при составлении сметы были допущены ошибки при обмере и фактическая протяженность забора должна быть меньше.
Каким образом можно внести изменения в заключенный контракт?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Стороны не вправе изменить объем работ и их общую цену, предусмотренные контрактом. Они вправе расторгнуть контракт по обоюдному соглашению либо посчитать его надлежащим образом исполненным в объеме фактически сложившихся потребностей заказчика с направлением в реестр контрактов соответствующих сведений.

Обоснование вывода:
1. Начнём с того, что Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) устанавливает жесткие ограничения возможности изменения контракта.
Прежде всего ч. 4.1 ст. 9 Закона N 94-ФЗ предусматривает, что цена контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, кроме случаев заключения контракта на основании п. 2.1 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ, а также случаев, установленных ч.ч. 4.2, 6, 6.2-6.4 ст. 9 этого же Закона. Оплата поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг осуществляется по цене, установленной государственным контрактом. Согласно этой же норме цена контракта может быть снижена по соглашению сторон, но без изменения предусмотренных контрактом количества товаров, объема работ, услуг и иных условий исполнения контракта.
Из этого также следует, что по общему правилу количество поставляемых товаров (объем выполняемых работ, оказываемых услуг) также изменению не подлежит, что подтверждается и другими нормами Закона N 94-ФЗ. Так, ч. 4.2 ст. 9 Закона N 94-ФЗ специально оговорены случаи заключения контракта без определения заранее объема фактически оказываемых услуг, выполняемых работ, когда при заключении контракта объем работ, услуг определить невозможно. По смыслу данной нормы она устанавливает исключение из общего правила. А ч. 6 ст. 9 Закона N 94-ФЗ также в качестве исключения предусмотрена возможность одновременного изменения в ходе исполнения контракта цены контракта и количества поставляемых товаров, а также объема перечисленных в этой части оказываемых услуг.
Контракты на выполнение работ по устройству ограждения территории к числу таких исключений не относятся.
Таким образом, стороны контракта не вправе согласовать уменьшение объема оказанных услуг и цены контракта.
2. Расторжение контракта, согласно ч. 8 ст. 9 Закона N 94-ФЗ, допускается исключительно по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Никаких ограничений или специальных условий для расторжения контракта по соглашению сторон Закон N 94-ФЗ не устанавливает, единственным необходимым условием расторжения контракта по соглашению сторон является наличие взаимного согласия сторон его расторгнуть. Поэтому в случае, если у заказчика фактически нет заинтересованности в выполнении всего объема работ, предусмотренного контрактом, такой контракт может быть расторгнут по соглашению сторон.
Отметим, что в п. 44 обзорного письма Федерального казначейства от 02.07.2012 N 42-7.4-05/6.3-354, в котором также разъяснено, что изменение объемов товаров, работ, услуг, предусмотренных государственным контрактом, в ходе его исполнения возможно только в случаях, перечисленных в ч. 6 ст. 9 Закона N 94-ФЗ, при уменьшении фактического объема поставки товаров, работ, услуг относительно государственного контракта рекомендовано именно оформлять соглашение о расторжении контракта по соглашению сторон.
Соответственно, в реестр контрактов в этом случае направляются сведения о расторжении контракта (п. 10 ч. 2 ст. 18 Закона N 94-ФЗ). В качестве причины расторжения, как следует из сказанного выше, может быть указано просто "обоюдное согласие сторон", так и прямое указание - "ввиду несоответствия объемов работ, указанных в контракте фактическим потребностям заказчика".
При этом следует учитывать, что в случае расторжения договора обязательства сторон прекращаются с момента заключения соглашения сторон о его расторжении, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора (ст. 453 ГК РФ). Таким образом, с момента заключения соглашения о расторжении контракта прекратится обязательство по выполнению тех работ, которые подлежали выполнению до момента расторжения контракта.
3. В том случае, если срок контракта уже истек и обязательства по нему фактически исполнены в объеме реально сложившейся потребности заказчика в соответствующих работах, на наш взгляд, стороны контракта могут считать его исполненным надлежащим образом, хотя и в меньшем объеме. Ни Законом N 94-ФЗ, ни какими-либо иными нормативно-правовыми актами такой возможности не предусмотрено, но и не запрещено. Более того, такое решение может считаться соответствующим целям установления единого порядка размещения заказа, указанным в ч. 1 ст. 1 Закона N 94-ФЗ, среди которых эффективное использование средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования. Кроме того, оплата фактически не оказанных услуг противоречит принципу возмездности договоров, закрепленному в п. 1 ст. 423 ГК РФ: оплата в качестве встречного предоставления за исполнение другой стороной своих обязательств (смотрите, например, постановления Первого ААС от 21.11.2011 N 01АП-5496/11, Восьмого ААС от 11.03.2012 N 08АП-466/12, ФАС Поволжского округа от 17.06.2008 N А12-15528/07-С53, ФАС Московского округа от 21.01.2009 N КГ-А40/13037-08, ФАС Уральского округа от 27.07.2009 N Ф09-5098/09-С4).
В связи с этим стороны контракта могут составить акт произвольной формы, отражающий фактически выполненный объем работ, указав в нем, что контракт исполнен в этом объеме, необходимость в изначально предусмотренном контрактом объеме работ отсутствует и стороны претензий друг к другу не имеют. Отражение в данном акте оснований для его составления не обязательно, поскольку сам такой акт законодательством не предусмотрен, но может быть целесообразно для обоснования правомерности действий заказчика при проверках финансовой дисциплины и (или) соблюдения законодательства о размещении заказа.
В реестр контрактов, соответственно, направляются сведения об исполнении контракта, с указанием параметров фактического исполнения, как то и предусмотрено п. 9 ч. 2 ст. 18 Закона N 94-ФЗ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

Ответ прошел контроль качества

4 декабря 2012 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики