Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бюджетный учет
-
20.12.2012
- На какую статью (подстатью) КОСГУ следует отнести расходы на приобретение автомобильного видеорегистратора и GPS-навигатора?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Окончательное решение об отнесении такого имущества, как автомобильный видеорегистратор и GPS-навигатор, к основным средствам (материальным запасам), а соответственно, и определении статьи КОСГУ может быть принято только соответствующими должностными лицами учреждения исходя из конкретных характеристик приобретаемых активов.
По нашему мнению, автомобильный видеорегистратор и GPS-навигатор, имеющие техническую возможность использования как на различных автомобилях, так и вне них, могут быть приобретены учреждением за счет статьи 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ и учтены в качестве основных средств.
Обоснование вывода:
По общему правилу расходы на приобретение объектов, которые в дальнейшем в соответствии с положениями действующей "Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета...", утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), могут учитываться в составе нефинансовых активов, относятся на соответствующие статьи группы 300 "Поступление нефинансовых активов" КОСГУ, установленные "Указаниями...", утвержденными приказом Минфина России от 21.12.2011 N 180н (далее - Указания N 180н).
Так, расходы на приобретение объектов, относящихся к основным средствам, осуществляются за счет статьи 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ, а расходы на приобретение объектов, относящихся к материальным запасам - за счет статьи 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ.
При этом отнесение материальных ценностей к соответствующей группе нефинансовых активов (основные средства или материальные запасы) относится к компетенции получателя бюджетных средств, который принимает решение по указанному вопросу в соответствии с действующим порядком ведения бухгалтерского учета и несет ответственность за правильность принятых им решений (смотрите письмо Минфина России от 05.02.2010 N 02-05-10/383). Иными словами, получатель бюджетных средств самостоятельно относит объект к основным средствам либо материальным запасам с учетом его предназначения, срока полезного использования, возможности осуществления самостоятельных функций (смотрите также постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2011 N 18АП-6963/11).
При принятии решения об отнесении объекта к основным средствам одновременно должны выполняться критерии, установленные п.п. 38, 39, 41 Инструкции N 157н. При этом данные объекты не должны прямо относиться к материальным запасам в соответствии с п. 99 Инструкции N 157н, не должны относиться к материальным объектам, находящимся в пути или числящимся в составе незавершенных капитальных вложений, товарам, готовой продукции.
Одним из главных критериев отнесения объектов к основным средствам является условие выполнения ими самостоятельных функций (п. 41 Инструкции N 157н).
Вывод о наличии таких самостоятельных функций и возможности самостоятельной работы нефинансового актива вне какого-либо конструктивно-сочлененного комплекса (иного технически-сложного инвентарного объекта) должны сделать должностные лица учреждения, оценив характеристики актива, технические особенности его эксплуатации (необходимость монтажа, подключения к системам инвентарного объекта, энергообеспечение и т.п.).
Так, большинство современных автомобильных видеорегистраторов и GPS-навигаторов:
- не требуют особой стационарной установки (закрепляются на присоске, двустороннем скотче);
- не должны монтироваться к электропроводке автомобиля (подключаются через гнездо автомобильного "прикуривателя" или работают автономно на батарейках, аккумуляторах);
- могут без труда быть сняты с одного автомобиля и установлены на другой, а также быть использованы велосипедистом, пешеходом.
По нашему мнению, учитывая подобные характеристики и возможность использования с различными инвентарными объектами - автомобилями и вне них, автомобильный видеорегистратор и GPS-навигатор могут быть учтены учреждением в качестве самостоятельных инвентарных объектов (основных средств) и приобретены за счет статьи 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ.
Данный вывод подтверждается также и сложившейся практикой применения бюджетной классификации различными публично-правовыми образованиями при осуществлении государственных закупок видеорегистраторов и навигаторов*(1).
В заключение применительно к рассматриваемой ситуации напомним, что ответственность за нецелевое использование бюджетных средств не может быть применена в том случае, когда исходя из содержания нормативных документов невозможно с очевидностью установить, на какой код бюджетной классификации участнику бюджетного процесса следовало бы отнести осуществленные им расходы (расходы могли бы быть равным образом отнесены на различные коды бюджетной классификации) (п. 14.1 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
государственный советник РФ 3 класса Семенюк Александр
Ответ прошел контроль качества
4 декабря 2012 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
*(1) Смотрите, например:
- документацию государственного заказчика на приобретение видеорегистраторов для нужд МВД по Республике Тыва путем запроса котировок (по ссылке: http://zakupki.gov.ru/pgz/public/action/orders/info/common_info/show?noti ficationId=5036103);
- документацию муниципального заказчика на приобретение видеорегистратороров, размещенную Управлением экономики, инвестиций, потребительской сферы и торговли администрции муниципального образования Калининский район (Краснодарский край) (по ссылке: http://zakupki.gov.ru/pgz/public/action/orders/info/common_info/show?noti ficationId=4978100);
- документацию по приобретению навигаторов для нужд ФГБУ "Транспортный комбинат "Россия" (Управления делами Президента РФ) (по ссылке: http://zakupki.gov.ru/pgz/public/action/orders/info/common_info/show?noti ficationId=3436373);
- документацию государственного заказчика по приобретению навигаторов для нужд Управления Россельхознадзора по Оренбургской области (по ссылке: http://zakupki.gov.ru/pgz/public/action/orders/info/common_info/show?noti ficationId=1180568).
Все консультации данной рубрики
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним