Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

27.12.2012
ВОПРОС:
Имеет ли право заказчик отказаться от проведения запроса котировок до определения его победителя, если в извещении о проведении запроса котировок допущена техническая ошибка?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Заказчик вправе отказаться от проведения запроса котировок до определения его победителя при наличии объективных причин.

Обоснование вывода:
Положения Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" от 21.07.2005 N 94-ФЗ (далее - Закон N 94-ФЗ) прямо предусматривают возможность внесения заказчиком изменений в конкурсную документацию (ч. 3 ст. 24 Закона N 94-ФЗ) и в документацию об аукционе (ч.ч. 8, 9 ст. 34 Закона N 94-ФЗ), устанавливая ограничения по срокам внесения таких изменений. Также закреплено право заказчика отказаться после публикации соответствующего извещения от проведения конкурса (ч. 5 ст. 21 Закона N 94-ФЗ) и аукциона (ч. 4 ст. 33 Закона N 94-ФЗ), в том числе аукциона в электронной форме (ч. 6 ст. 41.5 Закона N 94-ФЗ).
Конкретные указания относительно возможности изменения условий запроса котировок либо отказа от его проведения в законодательстве о размещении заказов отсутствуют. Поэтому при буквальном прочтении норм Закона N 94-ФЗ можно сделать вывод, согласно которому законодатель равным образом не допускает ни того, ни другого.
Однако если допустить, что заказчик не вправе отказаться от проведения запроса котировок, независимо от объективных обстоятельств, при которых цель размещения заказа теряется (например, когда, как и в рассматриваемой ситуации, в извещении содержатся ошибки или по объективным обстоятельствам потребность в товарах, работах, услугах исчезла), то это, на наш взгляд, противоречило бы духу Закона N 94-ФЗ и целям установленного им единого порядка размещения заказов, среди которых - эффективное использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, совершенствование деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов (ч. 1 ст. 1 указанного Закона).
Поэтому также можно сказать, что отсутствие норм об отказе от проведения запроса котировок в главе 4 Закона N 94-ФЗ означает лишь, что порядок отказа от запроса котировок законом не урегулирован.
По нашему мнению, принципиальной разницы между отказом от проведения торгов и отказом от проведения запроса котировок нет, в том числе в отношении положения участников размещения заказа. С этой точки зрения, пробел в регулировании отказа от размещения запроса котировок можно было бы восполнить через аналогию закона, применив соответствующие правила о торгах (п. 1 ст. 6 ГК РФ). Судебная практика, в принципе, допускает это (смотрите, например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 18.12.2008 N А56-11695/2008, ФАС Волго-Вятского округа от 11.11.2009 по делу N А17-972/2009, ФАС Восточно-Сибирского округа от 10.03.2010 по делу N А19-14076/09).
Таким образом, полагаем, заказчик вправе до определения победителя запроса котировок отказаться от его проведения. Такой отказ может быть обусловлен наличием объективных оснований. Косвенно эта точка зрения подтверждается постановлением ФАС Уральского округа от 07.12.2010 N Ф09-9946/10-С1, в котором суд пришел к выводу о правомерности принятия заказчиком решения об отказе в проведении запроса котировок до окончания срока подачи котировочных заявок. Отказ от проведения запроса котировок был вызван ошибками в извещении о проведении запроса котировок (смотрите также постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2012 N 06АП-2082/11, решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области от 27.04.2011 N ЖФ-31/02011).
Поскольку, как было сказано выше, порядок отмены запроса котировок Законом N 94-ФЗ не урегулирован, полагаем, что обоснованием такой отмены вполне может являться и распоряжение главы исполнительного органа местного самоуправления.
Должны, однако, заметить, что, по мнению, например, представителей Новосибирского УФАС России, так как прав на отмену запроса котировок в соответствии законодательством о размещении заказов у заказчика нет, действия заказчика по отмене запроса котировок незаконны (http://www.novosibirsk.fas.gov.ru/node/4886). Поэтому, вполне возможно, правомерность своих действий заказчику придется отстаивать в суде.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

Ответ прошел контроль качества

14 декабря 2012 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики