Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Гражданское право
-
17.01.2013
- В рамках Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" учреждение приобрело автомобиль у официального дилера завода-изготовителя. Условием предоставления гарантии на данное транспортное средство является необходимость проведения его периодического технического обслуживания исключительно в технических центрах официального дилера завода-изготовителя.
Сохраняется ли гарантия, предоставляемая продавцом, если техническое обслуживание автомобиля осуществляется иным лицом?
Согласно п. 2 ст. 470 ГК РФ в случае, когда договором купли-продажи предусмотрено предоставление продавцом гарантии качества товара, продавец обязан передать покупателю товар, который должен соответствовать требованиям, предусмотренным ст. 469 ГК РФ, в течение определенного времени, установленного договором (гарантийного срока). Гарантия качества товара распространяется и на все составляющие его части (комплектующие изделия), если иное не предусмотрено договором купли-продажи (п. 3 данной статьи).
При этом согласно п. 2 ст. 476 ГК РФ в отношении товара, на который продавцом предоставлена гарантия качества, продавец отвечает за недостатки товара, если не докажет, что недостатки товара возникли после его передачи покупателю вследствие нарушения покупателем правил пользования товаром или его хранения, либо действий третьих лиц, либо непреодолимой силы.
Такое условие гарантии, как необходимость периодического технического обслуживания автомобиля в гарантийный период исключительно в авторизованных производителем технических центрах, широко используется на практике (смотрите, например, постановления ФАС Московского округа от 25.05.2011 N Ф05-2898/11 и от 15.06.2010 N КГ-А40/5683-10, ФАС Уральского округа от 10.02.2010 N Ф09-307/10-С3, ФАС Поволжского округа от 29.01.2010 N А12-13808/2008, ФАС Дальневосточного округа от 26.10.2009 N Ф03-5526/2009 и от 13.08.2009 N Ф03-3376/2009, Восьмого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2009 N 08АП-6869/2009). В этом случае несоблюдение покупателем условий гарантии (в том числе техническое обслуживание автомобиля не в авторизованном техническом центре) может явиться основанием для отказа в гарантийном обслуживании (смотрите, например, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2010 N 09АП-17704/2010, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2012 N 13АП-4383/12, Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2012 N 19АП-6669/11, Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2010 N 11АП-2252/2010). Указанные в вопросе обстоятельства при этом не имеют значения.
Таким образом, если условием предоставления гарантии на транспортное средство является необходимость проведения его периодического технического обслуживания исключительно в технических центрах официальных дилеров завода-изготовителя, несоблюдение этой обязанности может явиться основанием для прекращения гарантийных обязательств продавца. Отметим, что само по себе это не означает невозможность предъявления продавцу предусмотренных ст. 475 ГК РФ требований, связанных с ненадлежащим качеством товара. Однако в силу п. 1 ст. 476, ст. 477 ГК РФ возложить ответственность за недостатки товара на продавца можно будет, лишь если покупатель докажет, что недостатки товара возникли до его передачи покупателю или по причинам, возникшим до этого момента (смотрите, например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 13.02.2012 N Ф04-246/12, постановление ФАС Уральского округа от 22.01.2009 N Ф09-10570/08-С5).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей
24 декабря 2012 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним