Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

21.01.2013
ВОПРОС:
В 2011 году бюджетное учреждение (орган государственной власти) уплатило пени (штраф) по налогу за счет бюджетных средств по статье 290 "Прочие расходы" КОСГУ. При проведении ревизии учреждению было указано на неправомерность расходов учреждения на уплату пени (штрафа) за счет бюджетных средств.
Правомерна ли уплата пени (штрафа) за счет бюджетных средств?
ОТВЕТ:

Проводя проверку, должностные лица органов финансового контроля, делая то или иное замечание, по сути, формулируют свою субъективную профессиональную оценку по поводу отдельных фактов финансовой и хозяйственной деятельности учреждения. При этом данная оценка может существенно отличаться как от позиции должностных лиц учреждения, так и от оценок других экспертов.
Конечно, профессиональная оценка должностного лица всегда интересна бухгалтеру как в качестве получения опыта и собственного профессионального развития, так и в целях недопущения недостатков в организации работы.
Однако в рассматриваемом случае для нас в первую очередь важно не то, что ревизор говорит, а то, что пишет.
В описании каждого нарушения, выявленного в ходе ревизии (проверки) государственного учреждения, ревизор должен указать*(1):
- положения законодательных и нормативных правовых актов, которые были нарушены;
- к какому периоду относится выявленное нарушение;
- в чем выразилось нарушение;
- документально подтвержденную сумму нарушения;
- должностное, материально ответственное или иное лицо учреждения, допустившее нарушение.
Поэтому, например, констатация в акте ревизии (проверки) неправомерности расходов учреждения на уплату пени (штрафа) за счет бюджетных средств, не описанная по вышеуказанной схеме, не позволяет не только определить, в чем состояло конкретно нарушение, но и исключить его повторение впредь.
Давайте разбираться.
1. Уплата пени (штрафов) за счет бюджетных средств по статье 290 "Прочие расходы" КОСГУ - явление вполне "рядовое", в том числе и для 2011 года. В этом можно убедиться, ознакомившись с положениями "Указаний...", утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2010 N 190н, комментариями специалистов финансового ведомства*(2) или с судебной практикой*(3).
2. Вместе с тем, учитывая, что пени (штрафы) являются для учреждения (и для бюджета) непроизводительными расходами, которые при определенных обстоятельствах могут быть признаны неэффективными*(4).
Напомним, что при квалификации расходов в качестве неэффективного использования бюджетных средств, по нашему мнению, целесообразно руководствоваться подходами, применяемыми судьями в п. 23 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации".
В данном постановлении судьи ВАС РФ, в частности, указывают следующее:
- участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на конкретные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции;
- конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть решены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог достигнуть лучшего результата.
Обратите внимание: руководствоваться данной позицией суда рекомендуют и специалисты уполномоченных органов*(5).
Таким образом, для отражения в акте соответствующего нарушения факт неэффективного расходования бюджетных средств должен быть прежде всего доказан.
Например, в случае несвоевременной уплаты налогов из-за отсутствия финансирования, при наличии своевременно поданных заявок учреждения, факт уплаты пени, по нашему мнению, вряд ли может быть признан фактом неэффективного расходования.
3. В случае, если претензии ревизора связаны с уплатой за счет бюджетных средств пени (штрафов), образовавшихся при осуществлении учреждением приносящей доход деятельности в рамках соответствующего разрешения, при наличии остатков средств от этой деятельности речь вполне обоснованно может вестись о нецелевом использовании бюджетных средств (ст. 289 БК РФ).
4. И наконец, в случае, если образование пени связано, например, с несвоевременным начислением и уплатой налогов, допущенной по вине должностных лиц учреждения, при наличии соответствующих сумм финансирования на лицевом счете учреждения речь может вестись о несвоевременном осуществление платежей по подтвержденным бюджетным обязательствам (ст. 306 БК РФ)*(4).
В заключение отметим, что данный перечень не является исчерпывающим. Вместе с тем конкретные выводы в рассматриваемой ситуации могут быть основаны лишь на оценке всех фактов и обстоятельств, непосредственно сопровождавших возникновение и уплату учреждением пени (штрафов) в 2011 году.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
государственный советник РФ 3 класса Семенюк Александр

Ответ прошел контроль качества

27 декабря 2012 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.



*(1) Смотрите, в частности, п. 103 "Административного регламента...", утвержденного приказом Минфина России от 04.09.2007 N 75н.
*(2) Смотрите, например:
- Вопрос: Федеральному казенному учреждению необходимо заплатить штраф и пени за несвоевременное перечисление НДС за счет средств, полученных от оказания услуг в рамках приносящей доход деятельности в 2011 году. По каким кодам бюджетной классификации следует отразить уплату штрафа в данном случае? ("Бюджетный учет", N 7, июль 2012 г.).
*(3) Смотрите, например, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2011 N 15АП-6482/11.
*(4) Административной ответственности за данный вид нарушения не предусмотрено.
Вместе с тем отражение факта таких нарушений может побудить руководителя учреждения к проведению проверки и привлечения виновных должностных лиц к ответственности.
*(5) Вопрос: В ходе проверки использования бюджетных средств в 2009-2010 годах контролирующим органом было выявлено нарушение в виде их неэффективного использования... ("Разъяснения органов исполнительной власти по ведению финансово-хозяйственной деятельности в бюджетной сфере", N 3, май-июнь 2011 г.).

Все консультации данной рубрики