Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бухучет и отчетность

23.01.2013
ВОПРОС:
В рамках празднования профессионального праздника предприятием был заключён договор на проведение рекламной компании - изготовление и размещение баннера на рекламных щитах города. На баннере изображена фирменная символика предприятия, а также содержится информация о дате профессионального праздника.
Как правильно отразить данные затраты в бухгалтерском и налоговом учёте?
ОТВЕТ:

Понятия "реклама" и "объект рекламирования" определены п.п. 1, 2 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ):
- реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;
- объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Понятие неопределенного круга лиц дано в письме Федеральной антимонопольной службы от 05.04.2007 N АЦ/4624 (доведено письмом ФНС РФ от 25.04.2007 N ШТ-6-03/348): "Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о некоем лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена".
Таким образом, для признания расходов рекламными необходимо наличие трех признаков:
- целью понесенных расходов должно быть донесение до потребителя информации о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях, причем не важно, в каком виде доносится эта информация;
- реклама должна формировать и поддерживать интерес к производителю или продавцу, товарам, а также способствовать реализации товаров;
- направленность рекламы на неопределенный круг лиц.
В постановлении Второго арбитражного апелляционного суда от 24.08.2012 N 02АП-4509/12 судьи руководствовались такими же аргументами. Кроме того, было указано, что юридически значимым является установление наличия связи размещенного объявления с осуществлением заинтересованным лицом предпринимательской деятельности. Также суд указал, что размещая объявления о предстоящем праздничном концерте, заявитель осуществлял информирование населения о данном мероприятии, при этом нельзя признать обоснованным аргумент антимонопольного органа о том, что действия Филармонии были направлены на формирование, привлечение и поддержание интереса именно к данному мероприятию, поскольку в конечном итоге количество заинтересованных и посетивших праздничный концерт людей не имело значения.
В другом случае (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26.10.2010 по делу N А45-4596/2010) флаги, содержащие фирменную символику организации, были признаны рекламной конструкцией.
Таким образом, вопрос признания информации рекламной является достаточно спорным.
Президиум ВАС РФ в п. 15 информационного письма от 25.12.1998 N 37 указал, что вопрос о наличии в информации признаков рекламы должен решаться с учетом конкретных обстоятельств дела. Применительно к рассматриваемой ситуации такой подход означает, что при определении характера расходов может быть рассмотрен вопрос о наличии у предприятия потребности в рекламе.
С учетом изложенного, считаем, что в данном случае, несмотря на изготовление и размещение баннера в рамках договора на проведение рекламной кампании, содержащаяся в нем информация вряд ли может быть отнесена к предпринимательской деятельности организации и признана рекламой.
В целях налогообложения прибыли затраты, не связанные с деятельностью, направленной на получение дохода, расходами не признаются (п. 1 ст. 252 НК РФ).
Считаем, что в бухгалтерском учете данные расходы следует учесть на счете 91.2 "Прочие расходы", субсчет "Прочие расходы, не учитываемые для целей налогообложения прибыли".
В случае принятия организацией решения об отнесении названных расходов к рекламным существует большая возможность конфликта с налоговыми органами, разрешать который, скорее всего, придется в суде.
 
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Аксенов Михаил
 
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена
 
28 декабря 2012 г. 
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики