Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бюджетный учет
-
24.01.2013
- Во время инвентаризации обязательств у бюджетного учреждения нового типа выявлена просроченная дебиторская задолженность - переплата во внебюджетные фонды (вид финансового обеспечения - 5 "Субсидии на иные цели"). Приказом предложено принять меры для взыскания денежных средств в доход бюджета за счет виновных лиц.
Как отразить в бухгалтерском учете указанные операции (от поступления средств в кассу учреждения до перечисления в доход бюджета главному администратору доходов)?
Порядок отражения в бухгалтерском учете операций, описанных в вопросе, Инструкцией, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н (далее - Инструкция N 174н), прямо не предусмотрен. Соответственно, окончательное решение о корреспонденциях, которые должны применяться в рассматриваемой ситуации, должностные лица бюджетного учреждения должны принять самостоятельно, согласовав его с учредителем.
В данном случае у виновных физических лиц возникают обязательства по передаче денежных средств Вашей организации. При этом речь не идет о восстановлении расходов в ходе текущей деятельности по выполнению мероприятий, финансовое обеспечение которых производилось путем выделения целевых субсидий (отчетность по субсидии на иные цели уже была предоставлена в установленном порядке; необоснованные переплаты, произведенные в прошлом году, были выявлены в ходе инвентаризации текущего года).
Учитывая приведенные выше обстоятельства, вполне обоснованным будет решение, в соответствии с которым суммы, поступающие от виновных лиц, будут учитываться в качестве доходных поступлений. Напомним, что под доходами организации государственного сектора, как правило, понимается увеличение экономических выгод за счет увеличения активов или уменьшения обязательств, приводящее к увеличению чистых активов, за исключением увеличения чистых активов, связанного с вложениями собственников.
Применяемая в настоящее время методология бухгалтерского учета предполагает, что в рамках вида финансового обеспечения 5 "Субсидии на иные цели" должны отражаться только доходы, получаемые бюджетными учреждениями в виде соответствующих субсидий*(1).
Иные доходы, получаемые в связи с осуществлением мероприятий, финансовое обеспечение которых производилось путем выделения целевых субсидий, по общему правилу должны отражаться в рамках вида деятельности 2 "Приносящая доход деятельность".
Согласно действующим Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ поступление доходов от возмещения ущерба, нанесенного бюджетным учреждениям, отражается по коду КОСГУ 140 "Суммы принудительного изъятия" (если ущерб не связан с недостачей основных средств или материальных запасов). Именно этот "доходный" код КОСГУ желательно применять и в рассматриваемой ситуации. При этом перечисление средств в доход бюджета в данном случае может отражаться на лицевом счете бюджетного учреждения в качестве уменьшения дохода, полученного по коду КОСГУ 140.
Если же по каким-либо причинам на лицевом счете нельзя будет отразить перечисление денежных средств в качестве уменьшения доходов, то необходимо будет отразить увеличение расходов по коду КОСГУ 290 "Прочие расходы". Подобное решение - вынужденная мера, прибегнуть к которой придется, например, в том случае, если органы казначейства откажут в отражении на лицевом счете операции по уменьшению доходов. Дело в том, что такой порядок применения КОСГУ не в полной мере соответствует экономической сути операции - ее осуществление не приносит учреждению никаких дополнительных экономических выгод.
Согласно п. 220 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), на счете 209 00 "Расчеты по ущербу имуществу" учитываются следующие суммы, подлежащие возмещению в установленном порядке виновными лицами:
- суммы выявленных недостач, хищений денежных средств, иных ценностей;
- суммы потерь от порчи материальных ценностей;
- иные суммы ущерба, причиненного имуществу учреждения.
Как видим, в рассматриваемой ситуации применение счета 209 00 не совсем корректно, поэтому отразить задолженность виновных лиц желательно с использованием счета 205 00 "Расчеты по доходам". К тому же Инструкция N 174н просто не содержит корреспонденций счетов, в которых задействован счет 209 00 и которые могли бы корректно применяться в данном случае.
И наконец, все факты хозяйственной жизни, связанные с необходимостью расчетов с бюджетами, желательно отражать с использованием счета 303 00 "Расчеты по платежам в бюджет" (п. 259 Инструкции N 157н).
Учитывая вышеизложенное, в рассматриваемой ситуации Ваше бюджетное учреждение может применять, например, следующие корреспонденции:
1) Дебет 2 205 41 560 Кредит 2 401 10 140
- отражена задолженность виновных лиц;
2) Дебет 2 401 10 140 Кредит 2 303 05 730
- отражена задолженность перед бюджетом;
3) Дебет 2 201 34 510 Кредит 2 205 41 660
- в кассу поступили денежные средства в счет возмещения ущерба;
4) Дебет 2 210 03 560 Кредит 2 201 34 610
- наличные денежные средства внесены на лицевой счет учреждения;
5) Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 210 03 660,
Увеличение забалансового счета 17 (код КОСГУ 140)
- денежные средства зачислены на лицевой счет;
6) Дебет 2 303 05 830 Кредит 2 201 11 610,
Уменьшение забалансового счета 17 (код КОСГУ 140)
- денежные средства перечислены в доход бюджета*(2).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Пименов Владимир
Ответ прошел контроль качества
26 декабря 2012 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
*(1) Смотрите, в частности, разъяснения специалистов Федерального казначейства в материале "Особенности составления отчетности" (А.В. Дубовик, А.Н. Кривенец, "Бюджетный учет", N 8, август 2012 г.).
*(2) Начисление доходов бюджета, а также отражение в учете факта зачисления средств в доход бюджета подлежит отражению в учете администратора доходов бюджета, который будет указан в платежных документах, оформленных бюджетным учреждением.
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним