Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Гражданское право
-
25.01.2013
- Имеет ли право бюджетное образовательное учреждение продавать федеральное имущество (в частности автомобили) без проведения торгов?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Бюджетное учреждение вправе продать имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления, без проведения торгов, если иное не предусмотрено внутренними актами собственника его имущества или самого учреждения.
Обоснование вывода:
В силу п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Каких-либо иных требований к порядку реализации бюджетным учреждением закрепленного за ним имущества действующее законодательство не устанавливает.
По общему правилу проведение торгов для заключения договоров о продаже вещи или имущественного права обязательно исключительно в случаях, указанных в ГК РФ или ином законе (п. 3 ст. 447 ГК РФ).
В частности, продажа государственного имущества на аукционе или конкурсе являются способами приватизации этого имущества, предусмотренными ст. 13 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон N 178-ФЗ).
Однако требования об обязательном проведении торгов в целях продажи государственного (муниципального) имущества, установленные Законом N 178-ФЗ, на отношения по отчуждению государственными (муниципальными) учреждениями имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении, не распространяются (пп. 9 п. 2 ст. 3 Закона N 178-ФЗ).
Равным образом никакой иной федеральный закон или иной нормативный акт не предусматривают обязательного проведения торгов для заключения договоров купли-продажи имущества, закрепленного на праве оперативного управления за бюджетными учреждениями.
Например, Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в статье 17.1 устанавливает особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества, в том числе имущества, принадлежащего на праве оперативного управления бюджетным учреждениям (ч. 3 ст. 17.1 закона), в частности устанавливает требования о заключении таких договоров по результатам проведения торгов. Однако указанные требования относятся только к заключению договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом и иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования. Как видно из приведенной нормы, она не может применяться при заключении сделок, связанных с отчуждением государственного и муниципального имущества (смотрите также постановление ФАС Поволжского округа от 1 июня 2012 г. N Ф06-3569/12).
Таким образом, по общему правилу при продаже бюджетным учреждением имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления, проведение торгов не требуется. Бюджетное учреждение вправе заключить с контрагентом договор купли-продажи закрепленного за учреждением имущества напрямую, то есть без проведения торгов, если иное не предусмотрено внутренними актами собственника его имущества или самого учреждения.
Решение о продаже имущества путем проведения торгов может быть принято самим бюджетным учреждением или собственником его имущества.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Коробейников Евгений
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим
11 января 2013 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним