Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

25.01.2013
ВОПРОС:
Дебиторская задолженность прошлых лет, поступившая от поставщика на закрытый лицевой счет (лицевой счет 03) бюджетного учреждения, была зачислена Казначейством на счет управления Федерального казначейства (УФК) 401 в доход бюджета. Данная задолженность числилась по приносящей доход деятельности в качестве "входящих" остатков 2012 года по счету 2 205 00 000 "Расчеты по доходам". УФК предоставило письмо, согласно которому данные средства были зачислены в доход бюджета без отражения их на лицевом счете соответствующего администратора доходов бюджета (учредителя).
Какими бухгалтерскими записями в данном случае можно "закрыть" дебиторскую задолженность? Возможно ли это произвести только на основании письма УФК?
ОТВЕТ:

Согласно действующему бюджетному законодательству в текущем финансовом году суммы, поступающие бюджетным учреждениям в качестве возврата дебиторской задолженности прошлых лет, образовавшейся в рамках исполнения бюджетных смет, должны перечисляться в доход соответствующего бюджета (ст. 242 БК РФ). Обязанности администраторов доходов бюджета в отношении подобны сумм возлагаются на органы власти (местного самоуправления), осуществляющие в отношении соответствующих бюджетных учреждений функции и полномочия учредителя (смотрите, в частности, Методические рекомендации, прилагаемые к письмам Минфина России от 25.04.2011 N 02-06-07/1546, от 22.12.2011 N 02-06-07/5236).
А вот при возврате дебиторской задолженности прошлых лет, образовавшейся в рамках приносящей доход деятельности или за счет средств субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания, обязанности по перечислению соответствующих сумм в доход бюджета у бюджетных учреждений не возникает. Соответственно, при "переходе на субсидию" бюджетные учреждения не должны были увеличивать на суммы такой дебиторской задолженности кредитовый показатель счета 303 00 "Расчеты по платежам в бюджеты" и информировать о таком увеличении учредителя путем оформления Справки (форма 0504833).
Вместе с тем зачисление в доход соответствующего бюджета любых средств, поступающих от дебиторов в рамках приносящей доход деятельности бюджетного учреждения, не может быть квалифицировано в качестве нарушения действующего законодательства. Тем более что осуществить возврат денежных средств, зачисленных в доход бюджета, в рассматриваемой ситуации весьма затруднительно.
Изложенная в вопросе ситуация безусловно является нестандартной, так как в ходе мероприятий по изменению типа государственных (муниципальных) учреждений предполагалось извещение всех их контрагентов об изменении платежных реквизитов. Соответственно, нет никаких жестких требований по документальному оформлению операций, связанных со списанием дебиторской задолженности в ситуациях, подобных рассматриваемой.
В данном случае учреждение вполне обоснованно может списать дебиторскую задолженность. Главное, чтобы факт зачисления средств в доход бюджета был подтвержден должным образом - пусть даже учредитель не выступал в качестве администратора этого доходного поступления.
Ваше учреждение может осуществить списание погашенной контрагентом дебиторской задолженности на основании любых документов, оформленных органом казначейства (писем, Справок (форма 0504833), Извещений (форма 0504805)). Желательно, чтобы из содержания таких документов без каких-либо "разночтений" можно было бы получить следующую информацию:
1) исчерпывающие реквизиты операции по поступлению средств на счет N 40101 (наименование дебитора, реквизиты договора (контракта), сумма и т.д.);
2) подтверждение зачисления (распределения) средств в доход соответствующего бюджета (средства не должны числиться в составе невыясненных поступлений);
3) бухгалтерские записи, которые были сделаны органом казначейства (администратором доходов), в отношении средств, поступивших от контрагента учреждения.
Кроме того, проявляя разумную осмотрительность, можно истребовать от контрагента копии соответствующих платежных документов, заверенные в установленном порядке.
Порядок списания дебиторской задолженности, погашенной контрагентом путем перечисления в доход бюджета, бюджетному учреждению необходимо определить самостоятельно. Не лишним будет и его согласование с учредителем.
В частности, может быть принято решение об уменьшении финансового результата в текущем году по тому коду КОСГУ, по которому эти доходы начислялись ранее. При этом желательно также задействовать в бухгалтерских записях счет по учету расчетов с бюджетом 2 303 05 000 "Расчеты по прочим платежам в бюджет".
Например, если доходы начислялись по коду 130 "Доходы от оказания платных услуг" КОСГУ, списание можно отразить бухгалтерскими записями:
Дебет 2 401 10 130 Кредит 2 303 05 730
- отражена задолженность перед бюджетом с одновременной корректировкой финансового результата;
Дебет 2 303 05 830 Кредит 2 205 00 660
- списана сумма дебиторской задолженности, перечисленная дебитором в бюджет и зачисленная в доход бюджета.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Пименов Владимир

Ответ прошел контроль качества

24 декабря 2012 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики