Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бухучет и отчетность
-
02.08.2011
- Организация осуществляет торговую деятельность. В организации планируется проводить ежемесячные инвентаризации ТМЦ на складах. Бухгалтерия настаивает на списании ТМЦ по итогу инвентаризации по акту ТОРГ-16, а также на исключении из унифицированных форм следующих данных: ИНВ-19 - исключить графы 12-32, пересортицу не отражать, недостачи не отражать, а форму ИНВ-26 предлагается не заполнять вообще. По мнению бухгалтерии, иначе возникают налоговые риски. Юристы настаивают на обязанности организации использовать формы полностью, считая, что формы, не соответствующие унифицированным, не могут являться первичными документами. Бухгалтерия считает, что организация вправе самостоятельно разработать формы необходимых документов. Какие возможны налоговые или иные последствия использования таких форм (не соответствующих унифицированным)?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемой ситуации у организации возникают следующие риски:
- результаты инвентаризации могут быть не признаны контролирующими органами;
- налогоплательщик может быть привлечен к ответственности в соответствии со ст. 120 НК РФ.
Обоснование вывода:
Основными нормативными актами, регламентирующими порядок и условия инвентаризации, являются:
- Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ);
- Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49 (далее - Методические указания);
- Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (далее - Положение).
Унифицированные формы первичной учетной документации по учету результатов инвентаризации утверждены постановлениями Госкомстата России от 27.03.2000 N 26 и от 18.08.1998 N 88.
При этом в силу п. 2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Поэтому результаты инвентаризации товаров подлежат отражению в соответствующих первичных документах: в инвентаризационной описи товарно-материальных ценностей (унифицированная форма ИНВ-3), сличительной ведомости результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей (унифицированная форма ИНВ-19) и ведомости учета результатов, выявленных инвентаризацией (унифицированная форма ИНВ-26, утверждена постановлением Госкомстата РФ от 27.03.2 000 N 26).
В Указаниях по применению и заполнению форм, утвержденных постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 N 88, говорится, что на выявленные при инвентаризации негодные или испорченные материалы и готовые изделия составляются соответствующие акты.
Торговые организации в этом случае применяют типовые межотраслевые формы N ТОРГ-15 и N ТОРГ-16, утвержденные постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132. В данных первичных документах приводятся наименование товара, его артикул, сорт, цена, количество и стоимость, причина порчи и т.д.
В соответствии с Порядком применения унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденным постановлением Госкомстата РФ от 24.03.1999 N 20, вносить дополнительные реквизиты в унифицированные формы можно, а удалять или изменять их не допускается.
Официальные органы разъясняют, что если форма конкретного первичного учетного документа предусмотрена в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, то, чтобы этот документ был принят к учету в качестве документа, подтверждающего совершение определенной хозяйственной операции, он должен быть составлен по форме, содержащейся в указанных альбомах (смотрите письма Минфина России от 11.02.2009 N 03-11-06/3/28, от 04.06.2008 N 03-03-06/1/344, УФНС России по г. Москве от 07.07.2008 N 20-12/064123.2, от 18.10.2006 N 20-12/92228).
При этом организация вправе самостоятельно разработать только те документы, форма которых не предусмотрена в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, при условии наличия в таких документах всех обязательных реквизитов, перечисленных в ст. 9 Закона N 129-ФЗ (письмо УФНС России по г. Москве от 27.03.2009 N 16-15/028267).
Таким образом, для проведения инвентаризации и оформления ее результатов организация должна использовать именно унифицированные формы с обязательным заполнением всех реквизитов.
Косвенно об этом свидетельствует и арбитражная практика.
Так, ФАС Уральского округа постановлением от 25.05.2010 N Ф09-3821/10-С3 отказал в иске о взыскании задолженности за поставленный товар в связи с непредставлением "надлежащих доказательств продажи товара (товарных накладных формы N ТОРГ-12)", несмотря на то, что организация-истец представила в суд списки-перечни продуктов с указанием их цены и количества, в отношении которых суд высказал мнение, что представленные документы не подтверждают факт продажи данного товара.
ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 12.02.2007 N А13-7024/2006-19 указал, что товарные накладные, не содержащие реквизитов, предусмотренных формой ТОРГ-12, в частности:
- цена за единицу продукции;
- стоимость товара без налога, признаются составленными не по установленной форме в нарушение требований ст.ст. 8 и 9 Закона N 129-ФЗ. В связи с этим обстоятельством суд признал, что "представленные налогоплательщиком накладные не могут являться основанием для оприходования товара, поскольку они не соответствуют "утвержденной форме" и оформлены ненадлежащим образом".
В свою очередь, ФАС Московского округа (постановление от 22.04.2010 N КА-А40/2561-10 по делу N А40-25205/09-75-93) еще раз напомнил, что списание товаров по причине недостачи и порчи подтверждается приказами о проведении инвентаризации, актами о списании товаров (формы ТОРГ-16), инвентаризационными описями (формы ИНВ-3), ведомостями учета результатов, выявленных инвентаризацией (формы ИНВ-26), сличительными ведомостями результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей (формы ИНВ-19).
Иными словами, в рассматриваемой ситуации у организации возникают серьезные налоговые риски. Контролирующие органы могут счесть необоснованным внесение записей о результатах инвентаризации в регистры налогового и бухгалтерского учета на основании документов, не соответствующих унифицированным формам или заполненных с нарушением.
Кроме того, ст. 120 НК РФ установлена ответственность за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения.
Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей ст. 120 НК РФ понимается отсутствие первичных документов или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета или налогового учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика (абзац второй п. 3 ст. 120 НК РФ).
Таким образом, отсутствие оформленных надлежащим образом первичных учетных документов является основанием для привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 120 НК РФ (письмо Минфина России от 09.06.2011 N 03-02-07/1-187).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Молчанов Валерий
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Родюшкин Сергей
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним