Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

31.01.2013
ВОПРОС:
Гражданским кодексом РФ предусмотрено заключение государственного контракта в срок не позднее 20 дней с момента публикации результатов торгов, однако при проведении открытых аукционов в электронной форме, при наличии протоколов разногласий, срок заключения может превышать данный срок.
Правомерно ли это? Может ли заказчик признать уклонившимся от заключения контракта участника размещения заказа, подписавшего контракт по истечении 20 дней после завершения торгов?
ОТВЕТ:

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Заключение контракта по итогам проведения аукциона по истечении 20 дней после завершения торгов и оформления протокола не является нарушением закона, если соблюдены сроки, установленные законодательством о размещении заказа. Участник аукциона, подписавший контракт в эти сроки, не может считаться уклонившимся от заключения контракта.

Обоснование позиции:
Порядок заключения контракта по результатам аукциона регламентирован ст. 41.12 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ). В соответствии с ч. 9 указанной статьи контракт может быть заключен не ранее чем через 10 дней со дня размещения на официальном сайте протокола подведения итогов открытого аукциона в электронной форме. Предельный срок заключения контракта данной статьей не установлен. При этом, действительно, по общему правилу, предусмотренному п. 5 ст. 448 ГК РФ, положениями которой нередко руководствуются суды при рассмотрении споров, связанных с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (постановление ФАС Московского округа от 23.05.2012 N Ф05-3277/12, постановление Девятого ААС от 31.10.2012 N 09АП-29129/12), если предметом торгов было только право на заключение договора, такой договор должен быть подписан сторонами не позднее 20 дней или иного указанного в извещении срока после завершения торгов и оформления протокола (смотрите также п. 4 ст. 528, ст. 765 ГК РФ).
Вместе с тем, по нашему мнению, необходимо учитывать следующее.
Согласно ч. 11 ст. 41.12 Закона N 94-ФЗ уклонившимся от подписания контракта по итогам открытого аукциона в электронной форме признается участник такого аукциона, не направивший оператору электронной площадки в сроки, предусмотренные именно ч.ч. 4, 4.4 и 4.6 данной статьи, подписанный электронной цифровой подписью лица, имеющего право действовать от имени участника размещения заказа, проект контракта или протокол разногласий в случаях, предусмотренных настоящей статьей, либо не направил подписанный электронной цифровой подписью указанного лица проект контракта по истечении тринадцати дней со дня размещения на электронной площадке протокола подведения итогов открытого аукциона в электронной форме, а также подписанный электронной цифровой подписью указанного лица документ об обеспечении исполнения контракта при условии, что заказчиком, уполномоченным органом было установлено требование обеспечения исполнения контракта. Иных оснований и сроков для признания участника открытого аукциона в электронной форме уклонившимся от подписания контракта по итогам такого аукциона законом не установлено.
При этом в соответствии с общими принципами права в случае коллизии норм, регулирующих одни и те же общественные отношения, приоритетом над общими нормами обладают специальные нормы (смотрите, например, постановление Конституционного Суда РФ от 14.05.2003 N 8-П, определение Конституционного Суда РФ от 05.10.2 000 N 199-О).
Отсюда следует, что в случае заключения контракта по истечении двадцатидневного срока, установленного ст. 448 ГК РФ, но в пределах сроков, установленных ст. 41.12 Закона N 94-ФЗ, участник размещения заказа не может быть признан уклонившимся от заключения контракта.
Имеется и, по меньшей мере, один пример из судебной практики, подтверждающий данный вывод: Пятнадцатый ААС в постановлении от 19.09.2012 N 15АП-8575/12 указал, что "порядок заключения государственного контракта по результатам открытого аукциона в электронной форме регламентируется ст. 41.12 Закона N 94-ФЗ, и установленные данной статьей сроки являются специальными по отношению к сроку, предусмотренному п. 4 ст. 528 ГК РФ".
Отметим, что анализ условий ст. 41.12 Закона N 94-ФЗ о действиях сторон, необходимых для заключения контракта по итогам открытого аукциона в электронной форме, включая направление участником размещения заказа протокола разногласий и вытекающего из этого обмена документами, и сложение сроков, установленных для этих действий, показывает, что участник и не может подписать контракта позднее 20 дней после подведения итогов такого аукциона. Позже этого срока контракт может подписать только заказчик и только если контракт подписывается не с победителем открытого аукциона в электронной форме, а с другим участником этого аукциона. При этом очевидно, что участник размещения заказа не может нести ответственность за действия заказчика.

К сведению:
Согласно ч. 10 ст. 41.12 Закона N 94-ФЗ контракт по результатам открытого аукциона в электронной форме заключается на условиях, указанных в извещении о проведении аукциона и документации об аукционе, по цене, предложенной победителем аукциона (в предусмотренных законом случаях - иным участником аукциона, с которым заключается контракт). Поэтому участник аукциона вправе направить протокол разногласий, только если положения проекта контракта не соответствуют извещению о проведении аукциона, документации об аукционе либо заявке на участие в аукционе. При этом участник обязан указать в протоколе разногласий положения проекта контракта, с которыми он не согласен, а также положения извещения о проведении аукциона, документации об аукционе и заявки на участие в аукционе, которым проект контакта не соответствует (ч. 4.1 ст. 41.12 Закона N 94-ФЗ). Следовательно, основанием для направления участником открытого аукциона в электронной форме протокола разногласий является наличие противоречий между проектом контракта и условиями, содержащимся в перечисленных документах. При отсутствии таких несоответствий участник аукциона обязан подписать проект контракта (ч.ч. 4, 4.4, 4.6 ст. 41.12 Закона N 94-ФЗ).
Таким образом, участник аукциона, не подписавший в установленные сроки проект контракта в отсутствие указанных оснований, должен считаться уклонившимся от заключения контракта, даже если он направил протокол разногласий (смотрите также постановление Девятого ААС от 31.08.2011N 09АП-20586/11).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ложечникова Елена

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

18 января 2013 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики