Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бухучет и отчетность
-
04.02.2013
- Бюджетной организацией получены формы N КС-2, КС-3 от коммерческих организаций. С 2013 года упразднена обязанность применять в учете унифицированные формы первичных документов.
Действуют ли в 2013 году унифицированные формы N КС-2, КС-3, которые утверждены постановлением Госкомстата РФ от 11.11.1999 N 100?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Все поступающие документы от контрагентов, в том числе отличающиеся от ранее применявшихся и привычных унифицированных форм, с 01.01.2013 будет необходимо проверять на наличие обязательных реквизитов. Документ, полученный от коммерческой организации, будет считаться соответствующим требованиям законодательства РФ только в случае соответствия его критериям, установленным ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ.
Форма КС-2 и форма КС-3 могут считаться первичными документами бухгалтерского учета, так как содержат перечень необходимых реквизитов в соответствии с законодательством, и, соответственно, могут быть приняты к учету организацией (в том числе и бюджетным учреждением) при условии их правильного заполнения.
Обоснование вывода:
В связи с принятием Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) и введением его в действие с 01.01.2013 произошли изменения и в требованиях к составлению первичных учетных документов для коммерческих организаций.
При этом требования к обязательным реквизитам первичных учетных документов, по нашему мнению, мало изменились. Они утверждены ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ. В соответствии с данным перечнем обязательными реквизитами первичного учетного документа являются:
1) наименование документа;
2) дата составления документа;
3) наименование экономического субъекта, составившего документ;
4) содержание факта хозяйственной жизни;
5) величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
6) наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность ее оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за правильность оформления свершившегося события;
7) подписи лиц, предусмотренных п. 6 настоящей статьи, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
Одно из основных изменений - это упразднение обязанности применять в учете унифицированные формы первичных документов (за исключением, согласно информации Минфина РФ от 04.12.2012 N ПЗ-10/2012 "О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (ПЗ - 10/2012)", обязательных к применению форм документов, используемых в качестве первичных учетных документов, которые установлены уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов, в частности: 1) кассовых и банковских документов, перечисленных в п. 2.1 Положения Банка России от 12.10.2011 N 373-П и п. 2.1, п. 2.4 Положения, утвержденного Банком России от 19.06.2012 N 383-П; 2) транспортной накладной согласно п. 2 ст. 8 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" и п. 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272).
Как следствие отсутствия требований о применении унифицированных форм первичных документов, ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ прямо предусматривает, что формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.
Согласно п. 4 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации" формы первичных учетных документов утверждаются в учетной политике организации.
Таким образом, организации должны самостоятельно разработать и утвердить в учетной политике на 2013 год формы первичных учетных документов.
При этом И.Р. Сухарев, начальник отдела методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина РФ, по поводу внешних форм первичных документов высказал точку зрения, суть которой сводится к следующему: возможны ситуации, когда контрагента не устроит шаблон разработанного организацией документа и в результате организация, утвердившая такой шаблон для отражения собственных операций, согласится с требованием контрагента. В итоге будет сформирован документ индивидуальной формы. Типовые шаблоны "внешних", двусторонних и многосторонних документов, например акта приема-передачи, заранее утвердить вряд ли возможно. При этом руководитель организации, подписывая такой документ, выражает этим свое согласие как с содержанием, так и с формой документа. Наличие нескольких контрагентов со своими пожеланиями по внесению исправлений в данную форму первичного документа приведет к тому, что единой формы такого документа не получится.
По мнению И.Р. Сухарева, подпись руководителя свидетельствует об утверждении данного документа.
Пункт 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ прямо предусматривает, что формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. И только формы первичных учетных документов для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством РФ*(1).
Также, полагаем, что организация может по-прежнему использовать унифицированные формы, если они содержат все необходимые реквизиты, перечисленные выше. При этом заметим, что и ранее (до 01.01.2013) унифицированные формы могли быть изменены путем добавления реквизитов (Постановление Госкомстата России от 24.03.1999 N 20 "Об утверждении Порядка применения унифицированных форм первичной учетной документации").
Все поступающие документы от контрагентов, в том числе отличающиеся от привычных унифицированных форм, необходимо проверять на наличие обязательных реквизитов. С 01.01.2013 документ будет считаться соответствующим требованиям законодательства РФ только в случае соответствия его критериям, установленным ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ.
Исходя из вышеизложенного и проанализировав форму КС-2 и форму КС-3, полагаем, что данные формы могут считаться первичными документами бухгалтерского учета, так как содержат перечень необходимых реквизитов в соответствии с законодательством и, соответственно, могут быть приняты к учету у организации (в том числе и бюджетным учреждением), при условии их правильного заполнения.
К сведению:
Сторонам сделки, в целях исключения претензий со стороны контрагента, целесообразно формы двусторонних (многосторонних) документов утвердить в качестве приложения к договору. При этом еще раз обращаем Ваше внимание на то, что первичный документ должен содержать все необходимые реквизиты в соответствии с законодательством.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Пивоварова Марина
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член МоАП Горностаев Вячеслав
17 января 2013 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
*(1) В бюджетных учреждениях порядок применения форм первичных учетных документов регулируется отдельными нормами Инструкции по применению Единого плана счетов, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, а также приказом Минфина России от 15.12.2010 N 173н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению".
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним